Блог БФ Правжизнь

Интересно и познавательно о вере и милосердии

10.03.2020

140

Рубрика: Вера и жизнь

Чин анафематствования и его духовный и символический смысл в неделю Торжества Православия

Чин анафематствования составлен опираясь на образцы из Священного Писания и Священного Предания, Вселенских Соборов, чина собора 843 года и доработанного в 1903 году, который был благословлен синодом  Российской Православной церкви для ежегодного совершения на всех приходах. Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва Богу по данному обету, посвящение Богу; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие. Это греческое слово, от глагола «анатифими», который означает возлагать, передавать кому-либо что-либо.     Анафемаэто то, что отдано, вручено в абсолютную волю. В церковном значении анафема – это то, что передано на окончательный суд Божий. Не путать с просто «отлучением», которое может быть временным.

В русском языке чин анафематствования имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  2. Торжественное публичное отречение от своих прежних религиозных заблуждений в Чинопоследовании соединяемых из иноверных к Православной церкви.
  3. Проклятие (устаревшее).

Фонетика слов благословения и проклятия на всех языках и во всех эпохах хотя и разная, как и названий болезней и ересей, а суть с веками не меняется. Ереси и вирусы, как хамелеоны изменяются, однако глубинная суть их остается одна — сатанинская, ибо один корень у них — искажение мировоззрения, приспособление и прятание под личиной добра, присасывание к живому и паразитирование на добродетелях. Можно утверждать, что чин анафематствования берет свое начало в раю, начиная с благословения первому человеку — хранить и возделывать рай,  вкушать от древа Жизни и запрете (анафеме) вкушать от древа доброго и лукавого. Господь раскрыл райское благословение и анафему на горе Хорив в виде 10 заповедей, данных Моисею для израильского народа и всего человечества, и расширил во Второзаконии через вождей Моисея и  Иисуса Навина на горах Гаризим и Гевал (смотри Дополнение к статье). Окончательное оформление благословений и проклятий было закреплено в чин анафематствования — 843 году в Византии после семи Вселенских Соборов.
По мере совершенствования человеческого рода в войне с сатаной и его темными духами за свое богочеловеческое достоинство — образа и подобия Божия, чин анафематствования уточнялся и увеличивался во все времена и был формируем на «злобу дня” в каждый период жизни Церкви земной. Тем самым прилагая его к современному бытию человечества при главном условии: «СКАЗАТЬ ПО НОВОМУ, НЕ СКАЗАВ НОВОГО».

Таким образом, перед каждым человеком лично и в целом перед обществом, сам Господь благословлял постоянно сверять “духовные часы”, “компасы” мировоззренческих, концептуальных, догматических и нравственных критериев, правил движения в Жизнь Вечную и напоминать и отвергать основные ошибки, возможные отклонения догматического и нравственного порядка от Истин Православия.

Каждый, кто ежегодно не корректировал себя в Истине “СИМВОЛА ВЕРЫ” и не обличал еретические ЗАБЛУЖДЕНИЯ может оказаться по левую сторону от Господа, идти по пути смерти в капкан Вечных мучений.

Капитан, который не сверяет с картой и компасом своего путешествия, обречен на катастрофу и гибели себя лично и пассажиров. Наша карта — это вера, наш компас — это совесть, при том, что жизненное море и реки ежеминутно меняются, поэтому нельзя “плыть” без корректировки и знания особенностей современных подводных камней, старых ересей в новых их словоформах (обличиях).


Иначе наступит катастрофа — духовная смерть, если не выявлять, хотя бы раз в год, их “вирусо-опасности” оставляя без внимания “пиратских” изменений на карте нашей Православной веры. Так безпечность и горделивая самонадеянность капитана и пассажиров Титаника привела к смерти телесной.


Находясь на корабле вечной Церкви, нам, как пассажирам, важно самим знать куда везет нас церковь, как организация, не подменили ли нашу карту и в исправности ли наш компас. Перед каждым новым плаванием на год, мы уточняем и используем чин анафематствования для наименования всех препятствий возможного разрушения нашего корабля — Воинствующей, земной Церкви, куда мы входим свободно своими сердцами и умами, вкушая Христово Тело и Кровь, составляя и являясь живой частью Небесной, Торжествующей Церкви во главе со Христом. Простые христиане на Церковном корабле это не безгласная скотинка, которую могут везти на забой, а все члены Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.


Чин Анафематствования это сверка часов, компасов и карт движения. При не совпадении указанных предметов ориентирования неизбежны ошибки, и каждый пассажир имеет право знать, почему курс корабля сбился и попросить ответа.
Мы и наши дети — последнее поколение саперов, а, как известно, сапер ошибается всего один раз. Современное апокалиптическое время очень похоже на минное поле, но тот, кто знает карту ересей, составленную для нас святыми отцами, и слышит голос совести-компаса, и наблюдает за знамениями последних времен, пройдет их с Божьей помощью безпрепятственно.

Святитель Феофан Затворник: «Чтоб хранить истину, надо ее возыметь, чтоб иметь, надо ее узнать. Таким образом, всякий, ведущий христианскую истину, становится хранителем и защитником ее. Чем более ведущих истину, тем сильнее защита ее, тем безопаснее сама она, — не сама в себе, а в среде людей. Напротив, чем менее ведущих истину, тем менее оплотов против лжи, тем опаснее положение истины среди нас. Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, неведущий истины пропустит его, потому, что нечем ему распознать и обличить его. От него оно перейдет к другому неведущему, от другого к третьему, и так далее. Прав ли тот, кто пропустил его? Никак! Это будет то же, как если бы воин, по небрежности не узнавший пароля, пропустил врага в стан. В этом отношении, стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник ее, и изменник общества верующих, или Святой Церкви. — Строго? Но так есть! Само собой разумеется, что  эта вина падает всею тяжестью на тех, кои имеют силы и способы узнать истину и не узнают..

Дополнение:

Руина самарянского храма на горе Гаризим

Гора Гаризим (быть отрезанным, отделенным) (Втор. XI:29; Нав. VIII:33; Суд. IX:7; IIМак. VI:2) – название горы в центре Палестины, в уделе колена Ефремова. Гора Гевал вместе с горой Гаризим были назначены Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании. На Горизим стояли шесть колен Израиля: Симеоново, Левиино, Иудово, Иссахарово и Вениаминово – должны были произносить благословение на исполнителей Закона (Нав. VIII:33–35), тогда как на противоположной горе – Гевал другие шесть колен: Рувимово, Гадово, Асирово, Завулоново, Даново и Неффалимово – проклятие на нарушителей оного.

Вид на гору Гаризим

Ковчег Завета, окруженный священниками и левитами, находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами.

На горе Гевал по приказанию Моисея был устроен израильтянами жертвенник из цельных камней, на которых были высечены 10 заповедей Господних (Втор. XVII:2–8). Обе горы, как мы уже заметили выше, находились в колене Ефремовом и разделялись долиной, на которой впоследствии был выстроен город Сихем.

Жертвенник на горе Гевал. Вид сверху

После Вавилонского плена самаряне выстроили на горе Гаризим храм, разрушенный, около 129 г. до Рождества Христова Иоанном Гирканом. Но и после сего, гора Гаризим оставалась для самарян преимущественным местом молитвы (Ин. IV:23). “Отцы наши поклонялись на этой горе”, говорила самарянка в беседе с Господом при колодце Иаковлевом, указывая на гору Гаризим. И ныне, не многие самаряне, живущие в Наблузе (библ. Сихеме), называют Гаризим горой святой, благословенной и во время молитвы обращаются к ней лицом.

Гора Гаризим в настоящее время известна у арабов под названием: Шех-Ганем (овечья гора), названная так, быть может, от жертвоприношений.

Второзаконие 28:15-68 и чин анафематствования

¹⁵Но если ты не будешь послушен Господу, твоему Богу, и не будешь прилежно исполнять все Его повеления и установления, которые я даю тебе сегодня, то все эти проклятия придут на тебя и будут с тобой: 

¹⁶Ты будешь проклят в городе и проклят в поле.

¹⁷Прокляты будут твоя корзина для сбора круп и ягод и твоя квашня.

¹⁸Дети твои будут немногочисленны, твоя земля будет давать скудный урожай, а стада твои и отары принесут мало приплода – телят и ягнят.

¹⁹Ты будешь проклят, когда будешь входить и когда будешь выходить. 

²⁰Господь будет посылать на тебя проклятия, смятение и неудачу во всяком деле твоих рук, пока ты не будешь истреблен и не придешь к быстрой погибели из-за зла, которое ты сделал, оставив Меня. ²¹Господь будет насылать на тебя мор за мором, пока не истребит тебя с земли, в которую ты вступаешь, чтобы завладеть ею. ²²Господь нашлет на тебя чахотку, лихорадку и воспаление, жару и засуху, знойный ветер и плесень, которые будут преследовать тебя, пока не погибнешь. ²³Небо над твоей головой станет медью, земля под тобой – железом. ²⁴Господь даст твоей стране пыль вместо дождя, и только прах будет падать на тебя с небес, пока ты не погибнешь.

²⁵Господь сделает так, что ты будешь разбит врагами. Ты пойдешь на них по одной дороге, а побежишь от них по семи и станешь объектом отвращения для всех царств на земле. ²⁶Твои трупы будут пищей всем небесным птицам и земным зверям, и некому будет отпугнуть их. ²⁷Господь нашлет на тебя нарывы и опухоли Египта, гноящиеся язвы и чесотку, от которых ты не сможешь исцелиться. ²⁸Господь поразит тебя безумием, слепотой и помрачением ума. ²⁹В полдень ты будешь бродить на ощупь, как слепец во тьме. Ты будешь неудачлив во всем, что будешь делать; изо дня в день тебя будут притеснять и грабить, и не будет у тебя защитника.

³⁰Ты обручишься с женщиной, но другой возьмет ее и будет спать с ней. Ты построишь дом, но не будешь в нем жить. Ты посадишь виноградник, но не успеешь собрать даже первый урожай. ³¹Твоего вола заколют у тебя на глазах, но ты не будешь есть его мясо. Твоего осла уведут у тебя силой и не вернут. Твои овцы достанутся врагам, и никто не спасет их для тебя. ³²Твоих сыновей и дочерей отдадут другому народу, и ты истомишь свои глаза, разыскивая их изо дня в день, бессильный хоть что-нибудь сделать. ³³Народ, которого ты не знал, будет есть то, что ты произвел своим трудом на своей земле, а тебя будут только жестоко притеснять всю твою жизнь. ³⁴Ты сойдешь с ума от того, что увидишь. ³⁵Господь поразит твои колени и голени болезненными неисцелимыми нарывами, которые распространятся от ступней твоих ног до самого темени.

³⁶Господь уведет тебя и царя, которого ты поставишь над собой, к народу неизвестному ни тебе, ни твоим отцам. Там ты будешь служить другим богам, богам из дерева и камня. ³⁷Тебя будут презирать и над тобой будут насмехаться, ты будешь отвратителен всем тем народам, к которым уведет тебя Господь.

³⁸Ты будешь сеять на поле много семян, но соберешь мало, потому что их пожрет саранча. ³⁹Ты будешь сажать виноградники и ухаживать за ними, но не пить тебе вина, не собирать плода, потому что виноград сожрут черви. ⁴⁰По всей стране будут расти маслины, но не видать тебе масла, потому что оливки осыплются. ⁴¹У тебя будут сыновья и дочери, но ты не сохранишь их, потому что их уведут в плен. ⁴²Рои саранчи захватят твои деревья и урожаи твоей земли.

⁴³Чужеземец, который живет у тебя, будет подниматься над тобой все выше и выше, а ты будешь опускаться все ниже и ниже. ⁴⁴Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы. Он будет головой, а ты будешь хвостом.

⁴⁵Все эти проклятия падут на тебя. Они будут преследовать и настигать тебя, пока ты не погибнешь, потому что ты не слушался Господа, твоего Бога, и не соблюдал повелений и установлений, которые Он дал тебе. ⁴⁶Эти бедствия будут свидетельством и знамением для тебя и твоего потомства вовеки. ⁴⁷Так как ты не служил Господу, твоему Богу, с весельем и радостью во время изобилия, ⁴⁸то в голоде и жажде, в наготе и страшной нищете ты будешь служить врагам, которых Господь пошлет на тебя. Он наденет тебе на шею железное ярмо, пока не погубит тебя.

⁴⁹Господь нашлет на тебя народ издалека, с дальних концов земли, подобный налетающему орлу, народ, чьего языка ты не будешь понимать, ⁵⁰безжалостный народ, не уважающий старика и не щадящий юноши. ⁵¹Он будет пожирать приплод твоего скота и урожаи твоей земли, пока не истребит тебя. Он не оставит тебе ни зерна, ни молодого вина, ни масла, ни телят твоего стада, ни ягнят твоей отары, пока не погубит тебя. ⁵²Он будет осаждать все твои города по всей земле, пока высокие, укрепленные стены, на которые ты полагаешься, не падут. Он будет осаждать все города по всей земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе.

⁵³Из-за страданий, которые враги причинят тебе во время осады, ты будешь есть своих детей, плоть своих сыновей и дочерей, которых дал тебе Господь, твой Бог. ⁵⁴Даже самый изнеженный и чувствительный из ваших людей не станет сострадать собственному брату или любимой жене, или своим уцелевшим детям, ⁵⁵и не даст никому из них ничего из плоти своих детей, которых будет есть сам. Это все, что у него останется. Вот какие страдания враг причинит тебе во время осады всех твоих городов. ⁵⁶Самая изнеженная и чувствительная из твоих женщин – такая изнеженная и чувствительная, что не привыкла ступать по земле – поскупится дать любимому мужу и собственному сыну или дочери ⁵⁷послед из своего чрева и детей, которых родит. Ведь она захочет съесть их тайно во время осады и в бедствии, которое враг причинит тебе во всех твоих городах.

⁵⁸Если ты не будешь прилежно следовать всем словам Закона, который записан в этой книге, и не будешь чтить это славное и страшное имя Господа, твоего Бога, ⁵⁹то Господь наведет на тебя и на твоих потомков ужасные несчастья, жестокие и продолжительные бедствия и свирепые, затяжные болезни. ⁶⁰Он наведет на тебя все недуги Египта, которых ты ужасался, и они пристанут к тебе. ⁶¹Еще Господь наведет на тебя такие болезни и беды, о которых не говорится в этой книге Закона, пока ты не погибнешь. ⁶²Вас было много, как звезд на небе, но останется мало, потому что ты не был послушен Господу, твоему Богу. ⁶³Как Господь радовался, делая вам добро и умножая ваше число, так Он будет радоваться, губя и истребляя вас. Вы будете искоренены из земли, куда вы вступаете, чтобы завладеть ею.

⁶⁴Тогда Господь рассеет тебя по всем народам, от одного конца земли до другого. Там ты будешь служить другим богам – богам из дерева и камня, которых не знал ни ты, ни твои отцы. ⁶⁵Между теми народами ты не обретешь покоя, и не будет спокойного места, куда могла бы ступить твоя нога. Там Господь заставит твое сердце трепетать, истомит тоской твои глаза и наполнит отчаянием твою душу. ⁶⁶Ты будешь жить в постоянной тревоге, полный ужаса и днем, и ночью, никогда не уверенный в своей жизни. ⁶⁷Утром ты скажешь: «Ах, скорее бы вечер!» – а вечером: «О, скорее бы утро!» – от ужаса, который наполнит твое сердце, и из-за того, что увидят твои глаза. ⁶⁸Господь возвратит тебя на кораблях в Египет тем путем, о котором я говорил, что ты никогда не проделаешь его вновь. Там вы будете предлагать себя на продажу, как рабов и рабынь своим врагам, но никто вас не купит.

Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Мал. 2:1–2

Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Притч. 26:2

Чин Анафематствования в неделю Торжества ПРАВОСЛАВИЯ

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен, и вся в нем без промысла Божия и   случаю бывают, анафема (трижды).

2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведующа, и подобная хуления произносящим, анафема (трижды).

3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа, не Единаго быти Бога, анафема (трижды).

4. Безумие глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, анафема (трижды).

5. Не приемлющим благодати искупления Евангелием проповеданнаго, яко единственнаго нашего ко оправданию пред Богом средства, анафема (трижды).

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева, анафема (трижды).

7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов, и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину, анафема (трижды).

8. Отвергающим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение, анафема (трижды).

9. Отвергающим вся таинства святая, Церковию Христовою содержимая, анафема (трижды).

10. Отвергающим Соборы святых отец и их предания, Божественному откровению согласная и Православно-кафолическою Церковию благочестно хранимая, анафема (трижды).

11. Помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются; и тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема (трижды).

12. Богопротивным человеком злым, дерзнувшим даже и на убиение Помазанника Божия святаго Царя-мученика, анафема (трижды).

13. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже святая Церковь ко воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы, анафема (трижды).

14. Теософам, еретикам, дерзающим глаголати и пребезумне учити, яко Господь наш Иисус Христос не единожды на землю сниде и воплотися, но множицею воплощашеся, такожде и отрицающим, яко истинная премудрость Отчая есть Сын Его Единородный и вопреки Божественному Писанию и учению святых Отец ищущим иныя премудрости, анафема (трижды).

14. Масонам, оккультистам, спиритам, чародеям и всем, иже не Единому Богу веруют, но чародейным бесов призыванием грядущее ведети тщатся, анафема (трижды).

15. Отступающим от Православныя веры и приемлющим иныя исповедания на соблазн братиям нашим и отпадающим в раскол, анафема (трижды).

16. Гонителем Христовыя Церкве, нечестивым отступником, подъявшим руки на священнослужителей Божиих, поправшим святыни, разрушившим храмы Божий, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема (трижды).

17. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не Едину сущу видиму быти, но от ветвей, расколов и иноверии соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти, анафема (трижды).

18. Предтечам и слугам антихриста; нечестивым и отступникам, проповедующим и поучающим, яко же принятие числа имени антихриста вместо святаго имени есть деяние не греховное и не вероисповедальное и оной ересью соблазняющим и прельщающим православных христиан в отступление от истиннаго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, анафема (трижды).

19. Изобретателям, создателям и распространителям электронных удостоверений личности, содержащих антихристианскую символику, начертание зверя и число имени антихриста, либо биометрию с использованием крови или ино что от плоти, и оным волхвованием дерзающим посягати на неприкосновенность Образа Божия в человеке, попирающим Церковные запреты, и сими приладами предающих людей во власть бесов и вечную гибель, анафема (трижды).

Согласно сему определению, Именем Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, все подпадающие под действие сего чина (будь то клирик или мирянин) лишаются: причастия святых тайн Тела и Крови Господних, Церковнаго молитвеннаго общения во всех видах, Православнаго погребения со поминовением, отлучены от Святыя Троицы и прокляты да будут в сем веце и будущем, аще не сотворят личного и церковнаго покаяния в содеянном. Те же, кто сознательно и дерзко оказывают им помощь и покровительство, той же участи да подвергаются. Аминь и Богу нашему Слава, Честь и Держава, во веки веков.*

* Этот чин составлен опираясь на образцы анафематствований из Священного Писания и Священного Предания, Вселенских Соборов, чина собора 843 года и доработанного в 1903 году и был благословлен синодом Российской Православной церкви для ежегодного совершения на всех приходах в неделю Торжества Православия по всем Церквам независимо от архиерейских служб.

Тема анафемы и чин анафематстования дополнительно раскрывается по ссылке: https://kirillov-v-y.livejournal.com/49242.html

Комментарии закрыты.

Программы Правжизнь, которые откликаются в наших сердцах
Восстановление святынь

Помогаем спасти разрушенные храмы и монастыри

Переходите на страницу проекта
Братство трезвости

Бесплатные реабилитационные центры при храмах

Узнайте больше о Братстве