Блог БФ Правжизнь

Интересно и познавательно о вере и милосердии

16.08.2019

476

Рубрика: Благотворительность и милостыня

Святитель Лука Крымский о милостыне

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет». Узнайте, что говорит святитель Лука Крымский о милостыне.

«В послании Коринфянам, ныне чтенном, св. апостол Павел призывает коринфян к великому делу милостыни. Он ставит им в пример македонян, которые были глубоко бедны, были нищи и тем не менее уделяли от нищеты своей помощь нуждающимся христианам в Палестине.

И говорит св. апостол коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6).

Не о жатве, не о сеянии хлеба говорит Он, а о сеянии милостыни. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет».

Так бывает в делах Божьих, а в делах земных бывает иначе: бывает, что земледелец посеет мало, скупо, а Сам Бог пошлет высокий урожай, и посеявший мало пожнет много.

Бывает и наоборот, что посеявший щедро, щедро не соберет: побьет град посеянное, и ничего не соберет земледелец.

А в делах Божьих так не может быть: всегда и неизменно тот, кто сеет скупо, скупо и пожинает, а кто сеет щедро, щедро и пожинает.

Сеять много велит нам святой апостол. К милостыне призывал нас не раз Сам Господь Иисус Христос. И послушайте, какое огромное значение придавал Он милостыне – совершенно исключительное значение. В своей речи, обличающей книжников и фарисеев, которые считали весьма важным делом омовение чаш, кружек и скамеек, Он так говорил: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк. 11, 41).

Эти слова относятся не к одним книжникам и фарисеям, мы должны относить их и к себе. Если будем подавать милостыню, то, по слову Христову, все будет у нас чисто, — утверждал Святитель Лука Крымский о милостыне.

О книжниках и фарисеях Он говорил, что внутренность их исполнена хищения и лукавства. Но что если будут они подавать милостыню, то внутренность их, исполненная хищения и лукавства, станет чистой.

Так должны помышлять и мы о себе. И у нас внутренность наша, сердца наши часто нечисты, весьма нечисты, полны беззаконий. Надо, надо очистить нам внутренность нашу, сердца наши. И вот Господь указывает необыкновенно простое средство к этому. Только подавайте милостыню, и тогда все будет чисто, вся внутренность ваша будет чиста.

Запомните это, запомните, что сила милостыни безмерно велика.

Св. Иоанн Златоуст называет милостыню царицей всех добродетелей. Он говорит, что милостыня открывает нам самые небеса. Он говорит, что силой данной нами милостыни можем мы невозбранно и неостанавливаемые ни на каких мытарствах, беспрепятственно вознестись к самому престолу Божию. Напоминает нам о сотнике Корнилии, язычнике, который был весьма милосерд, творил много милостыни и постоянно молился. И послал к нему Бог ангела Своего, который сказал Корнилию: «Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Богом» (Деян. 10, 4). Взошли к Богу…

Слышите вы, прямо к Богу восходят, восходят к Божию престолу, безостановочно проходят небеса. Проходят мимо всех светил небесных, мимо полков ангельских, мимо серафимов и херувимов, и, нигде не останавливаясь, милостыни наши дерзновенно и быстро возносятся к самому Богу. Святитель Лука Крымский подчеркивал — это лучшее свидетельство о милостыне.

Знаете вы, не раз говорил я вам об этом, как и за что будет судить человечество Господь наш Иисус Христос, когда придет день Страшного Суда. Он не спросит никого из нас, ходил ли ты на богомолье, не спросит, поклонялся ли ты во Иерусалиме гробу Моему? Был ли ты девственником? Этого не спросит, спросит только одно: творил ли ты милостыню? Творил ли ты дела милосердия?

И при этом скажет удивительные слова: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25, 40).

Все добро, что делаем мы для нищих, несчастных братий наших, принимает Он как делаемое для Него Самого.

Всякую милостыню, которую опускаем мы в руку бедного, принимает Сам в руки Свои — говорит Святитель Лука Крымский о милостыне.

О Господи, Господи наш! Как это велико: Ты Сам принимаешь милостыню нашу. Тебе, Богу нашему, должны мы подавать милостыню. А слово Божие истинно и неизменно. И всякая милостыня, которую творим нашим несчастным, обездоленным братьям, есть милостыня, подаваемая Самому Господу Иисусу Христу.

Как же это велико, и как надо нам призадуматься над словами апостола. Словами о том, что нельзя творить милостыню скупо, ибо скупо и пожнем Божию благодать за нее.

Надо творить ее всегда, неустанно, не только по временам. Нужно сделать милостыню своей постоянной спутницей, милосердием обвязать сердце свое.

И если будем не скупо, а щедро творить милостыню, то пожнем и великую благодать. Ибо так говорит Сам Господь Иисус Христос: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Лк. 6, 38).

Видите, за кусок хлеба, за чашу холодной воды, которую подаем мы нищему, Господь воздаст нам необычайной мерой. Мерой доброй, утрясенной, нагнетенной, воздаст неизмеримо более того, что было дано Ему в лице нищих братьев наших.

Далее говорит св. апостол: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7).

А как много среди нас таких, которые подают с огорчением, с неохотой, как будто по принуждению.

И как бесконечно далеки мы от того духовного состояния, в котором пребывали великие милостивцы. Такие как, например, святой Иоанн, Патриарх Александрийский.

Ведь он был живым олицетворением милосердия. Также все силы ума своего напрягал он, чтобы помогать всем и всюду. К тому же, вступив на патриарший престол, он велел своим сослужителям обойти весь огромный город Александрию. Для того. чтобы  переписать всех его благодетелей.

Поэтому с удивлением спросили его подчиненные: «Владыко, каких же благодетелей должны мы переписать?». Тогда он сказал: «Нищих, нищих, голодных, холодных, раздетых».

Следовательно, тогда и переписали семь тысяч человек. Плэтому кормил их каждый день и одевал святой Иоанн.

Тогда тот день, который проходил без дел милосердия, оплакивал он горькими слезами. К тому же он считал пропавшим, ничего не стоящим днем жизни. Более того, он благотворил «не с огорчением не с принуждением», он был доброхотным даятелем, которого любит Бог.

А также никогда не думал он о том, что могут оскудеть средства его. Поэтому без оглядки раздавал все имение свое. К тому же и апостол Павел говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».

И как много, много раз эти слова сбывались на добрых, милосердных, святых людях.

И как часто читаем в житиях святых, что раздавали они без остатка все имевшееся в монастыре для питания сотен странников. К тому же, когда приходил эконом монастыря, и говорил святому игумену: что будем делать? Ведь все роздано, все закрома пусты, братии есть нечего.

Но святые не смущались, возлагали всю надежду на Бога. Поэтому Бог не оставлял их: всегда в таких случаях наполнялись амбары монастырские. А так же иным чудесным неожиданным образом посылалось то, в чем нуждались.

Так было с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским.  Также было с Евфимием Великим, с Саввой Освященным и со многими другими святыми.

Господь никого не оставлял и всегда помогал тем, кто был всецело милостив.

«Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век».

Все расточал, все раздавал нищим. Казалось, ничего не оставалось у него больше, но оставалась правда его. Правда которая пребывает вовеки, которая вознесется к престолу Божию.

«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами. И умножит плоды правды вашей».

Мы должны сеять, сеять милостыню, сеять правду, а посеянное нами возрастит Сам Бог, и возрастит иногда в тридцать крат, иногда в шестьдесят крат, а иногда и в сто.

«Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость. Которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9, 11).

Но чрезвычайно важно, как подаем мы милостыню.

Как творим дела милосердия, ибо если мы с искренней любовью утоляем нужды несчастных, то творим и другое великое дело. Мы вселяем в сердца их благодарность Богу. Милосердие имеет такую силу, что может обратить к Богу даже сердца нищих, живущих без Бога. Ибо есть и такие.

Милостыня имеет огромную, бесконечную силу. И вот пример: в конце IV и начале V века жил в Италии епископ Павлин Милостивый. Он происходил из весьма знатного, высокого рода. В двадцатилетнем возрасте он был назначен сенатором, потом консулом. Это крупные, важные должности – потом губернатором важнейшей Римской области Кампании.

И все презрел он, все оставил, раздал имение свое нуждающимся и стал иноком. Он испытал немало поношений, издевательств, насмешек даже от прежних слуг своих. Но ничем не смущался. Сделавшись епископом, он стал щедро раздавать нищим церковное имущество.

В его время произошло нашествие на Италию вандалов, дикого и жестокого народа. Вандалы покорили римлян и увели в плен множество людей. А епископ Павлин, сколько хватало денег, выкупал пленников. Пришла к нему бедная вдова, плача и прося выкупить ее единственного сына. Он был взят в плен вандалами.

Он сказал: «Милая моя, денег у меня больше не осталось. Но сделаем вот как. Отведи меня в стан вандалов, пусть возьмут меня вместо сына твоего. А его отпустят». И сам предался в плен вандалам.

Вандальский князь, этот дикий, жестокий человек, был поражен кротостью и благородством нового раба своего. Он наблюдал за ним и изумлялся тому, какое сердце билось в груди Павлина. И случайно он узнал, что это епископ. Он был поражен и проникся благоговением к этому благородному человеку. Он не только отпустил его самого, но вместе с ним отпустил и всех пленных римлян.

Так самим собою выкупил из плена святой Павлин много несчастных пленных римлян. Так сбылись вот эти слова Павловы – «чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

Милосердие наше производит великую благодарность Богу в людях, далеких от Него.

Что может быть сильнее милосердия? Очевидно, ничто.

Эту добродетель ставил Господь Иисус Христос превыше всех добродетелей. К этой добродетели призывал апостол коринфян.

К этой же добродетели призываю и я. Призываю вас к тому, чтобы вы были постоянны и усердны в милостыне. Чтобы понимали, какая безмерная сила в ней.

Творите милостыню каждый по силам своим. Не требуется, чтобы вы отдавали все. А надо только, чтобы уделяли ближним своим часть из имения своего. Хотя бы и скудного.

А в словах Христовых о вдове, положившей в сокровищницу только две лепты – два гроша – сказано, что положила она гораздо больше. Больше, чем все те, которые клали серебро и золото в корзину. Ибо она отдала все, что имела, все свое пропитание.

Господь человеколюбив, Господь не требует подвига чрезмерного.

Говорит Он в притче о сеятеле, что если доброе слово его, слово проповеди падет на добрую землю. То возрастет и даст плод или в тридцать крат. Или в шестьдесят, или во сто крат.

Знайте, знайте, что так глубоко ценит Господь нашу любовь к ближним.  Наше милосердие и наши милостыни. Что если даже наши добрые дела дадут плод лишь в тридцать крат, примет и это. С благословением примет, как бы мало ни сделали добра. Как бы мало ни помогли нищим братьям Его, – все примет с благословением. И услышите от Него на Страшном Суде: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Да будет же для всех вас это обетование истинным и святым обетованием.

Да возрастут плоды добрых дел ваших хотя бы в тридцать крат. И тогда не останется без воздаяния даже кусок хлеба. Даже чаша воды, только бы подали это с любовью, с лаской, с приветом.

Аминь.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. 21 октября 1951 г. Узнать о святителе Луке Крымском и прочитать другие его проповеди можно здесь. Святитель Лука Крымский о милостыне.

Помочь больным детям или пожертвовать на строительство храмов, а также оформить ежемесячную помощь можно на сайте православного благотворительного фонда «Правжизнь».

Комментарии закрыты.

Программы Правжизнь, которые откликаются в наших сердцах
Восстановление святынь

Помогаем спасти разрушенные храмы и монастыри

Переходите на страницу проекта
Братство трезвости

Бесплатные реабилитационные центры при храмах

Узнайте больше о Братстве