Блог БФ Правжизнь

Интересно и познавательно о вере и милосердии

21.06.2024

161

Рубрика: Вера и жизнь

«Православная миссия конца XIX – начала XX вв. в Приамурье»

Миссионерство — неотъемлемая часть христианского вероучения. Согласно христианским представлениям, каждый христианин изначально призван быть миссионером, нести благую весть, проповедовать «Христа распятого» (1 Кор. 1, 21 — 23). Для точного понимания православного христианства очень важно понятие Церкви как Тела Христова, так как посредством ее, являясь ее членом, можно воссоединиться с Иисусом Христом. Из этого следует, что смысл миссии Православной церкви заключается в том, что она не только нацелена на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но и на передачу опыта богообщения, жизни общины, существующей в Боге.

История православной миссии неразрывна связана с историей освоения Дальневосточного региона. А история Дальнего Востока не теряет своей актуальности последние столетия. Несмотря на большое число работ по данной теме, некоторые аспекты остаются малоизученными или требуют переосмысления на современном этапе развития гуманитарной науки.

История Приамурья описывалась не как история народов, ее населяющих, а как история освоения земель российским государством. Но удаленность от центра способствовала тому, что на этих землях возникла «другая» Россия, с разнородным этноконфессиональным составом населения, свободная от крепостного права и черты оседлости. Сильное влияние на культуру не только коренного населения, но и переселенцев оказывали шаманизм и буддизм.

Значительную роль в освоении земель Приамурья играло православие. В имперский период Русская православная церковь, неразрывно связанная с государством, помимо религиозных целей, преследовала также и государственные. Благодаря деятельности миссионеров не только церковь, но и российская наука приобрели по-настоящему важный и ценный опыт исследования коренного населения Приамурья и Дальнего Востока, его традиционных религиозных верований, обычаев, языка и культуры, которые остаются актуальными и по сей день.
Одним из великих распространителей света Христова учения на Дальнем Востоке стал святитель Иннокентий (Вениаминов), впоследствии — митрополит Московский. Территория епархии, которую он окормлял, включала в себя Аляску и Алеутские острова, Камчатку, Сахалин, Чукотку, Якутию, Приамурье и Приморье. Он явился создателем письменности для аборигенов российских окраин и переводчиком для них текстов Священного Писания, катехизиса и молитв. Святитель Иннокентий считал крайне важным, чтобы пастыри говорили с паствой о Христе на понятном ей языке. Перевод Священного Писания и богослужения на языки коренных народов Дальнего Востока, преподавание этих языков в местных Духовных семинариях и училищах, — всё служило именно этой цели.

Вся последующая миссия среди малых народов, населяющих Приамурье и другие дальневосточные регионы, строилась по заветам святого равноапостольного Иннокентия. Православные проповедники не стремились «русифицировать» коренное население этого края, не пытались лишить их собственной неповторимой культуры. Они старались воцерковить их культуру, полностью сохранив при этом её самобытность. Точно также в древности поступили и греческие миссионеры, крестившие Русь, но не эллинизировавшие её
Изучение миссионерской деятельности Русской православной церкви крайне важно, как для понимания церковно-государственных отношений в истории России, так и для исследования государственной политики в данном регионе.
Подробное рассмотрение миссионерской деятельности во второй половине XIX начале XX вв. полезно при исследовании церковно-государственных отношений в Российской империи и исследовании миссионерской деятельности Русской православной церкви на современном этапе.

Русское государство уже с XVI в. стремилось на Восток, где лежали новые, богатые земли.
Миссионерская деятельность Русской православной церкви за пределами России была достаточно сложной. В начале XX в. историк церкви В. Малахов писал: «Крупные центры на Востоке: Китай, Корея и Япония тоже издавна привлекали к себе взоры и помыслы русских проповедников Евангелия тем более, что там еще с XVI века действовала миссия римско-католическая. Но тесно замкнутый строй жизни этих государств и интриги инославных миссионеров, особенно в прежнее время, сильно препятствовали осуществлению заветных мыслей русских благовестников».

Резюмируя причины неудач миссионерской деятельности можно вывести основные: частые случаи преследования новообращенных со стороны их бывших единоверцев и местных властей; случаи недостойного поведения русских, их наветы на православных священников, отталкивающие от принятия православия; противодействие со стороны местных шаманов, лам, мулл и других служителей культа; плохое материальное финансирование миссий. Также обращению местного населения в православную веру препятствовал низкий уровень образования священников, незнание ими местных языков.

Ситуация изменяется со второй четверти XIX века, когда миссионерской работой стали заниматься люди с академическим образованием, твердой волей и сильным желанием посвятить свою жизнь делу духовного просвещения.
Для распространения православия святитель Иннокентий Вениаминов (тогда архиепископ Камчатский) предложил создать на Амуре особую миссию. Он писал в Синод: «Амур для нас то же, что для европейцев Южная Америка или Соедененные Штаты. Весь излишек народонаселения давай на Амур, который в состоянии прокормить и обогатить миллионы».
В 1856 г Синод принял постановление об учреждении Амурской миссии.
Так уже в 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. Первоисточники сообщают: «В Верхне-Хинганском горном округе местные тунгусы переписаны по реке Большой Бире и ея притокам. В улусе Биринская Ярмарка оказалось 16 хозяйств в 55 душ, веры православной».

Задолго до появления железнодорожной станции Бира данную местность под названием «Биринская Ярмарка» посещали миссионеры Благовещенской епархии, во главе с иеромонахом Палладием.

Архимандрит Палладий (Кафаров) — священнослужитель Православной Российской церкви. Участник 12-й (1840—1849) и начальник 13-й (1849—1859) и 15-й (1865—1878) Российских православных миссий в Пекине. Один из основоположников российской академической синологии. Создатель китайско-русского словаря, популяризировавшего кириллическую транскрипционную систему китайского языка.

В период 15-й миссии Палладий продолжил сотрудничество с Императорским Русским Географическим Обществом по настоянию которого совершил экспедицию по Маньчжурии и недавно присоединённых к Российской Империи Приамурью и Приморью.

30 апреля 1870 Палладий выехал из Пекина и отправился в экспедицию по маршруту Мукден-Гирин-Айгун-Благовещенск. От Благовещенска архимандрит на пароходе «Чита» добрался до Хабаровки, а затем по р. Уссури до озера Ханка.
Некоторое время проживал в селе Никольское, где занимался археологическим изысканиями.

В период экспедиции несколько раз посетил Владивосток и о. Русский.
5 мая 1871 на борту датского фрегата «Торденшёльд», проследовал вдоль корейского побережья, прибыл в японский Нагасаки.
11 сентября 1871 вернулся в Пекин, проследовав по маршруту Шанхай-Тяньцзинь.

Автор Инфантьев в книге 1912 года «Новый край» пишет: «К северу Амурской области, скуп пушнины производится на инородческих собраниях — ярмарках (сугланах). Но сюда же …приезжают и миссионеры священники для исполнения треб, так как почти все инородцы считаются христианами. Здесь совершается крещение родившихся в течение года, служение панихид по умершим, исповедь, причастие и венчание. Причём венчание совершается обыкновенно под открытым небом посередине тайги… Десятка два брачующихся пар становятся в ряд, и священник всех их венчает разом, водя вокруг кедра…

В Амурской области такие сугланы происходят на Чекундинском складе по р. Бурее и в селении Катон по реке Бире».
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» в №10 за 31.05.1903 г. в Неофициальном отделе на стр.248 сообщают:
«В деле устной проповеди и совершения богослужения у инородцев в отчётном году трудились …начальник Благовещенской духовной миссии — иеромонах Палладий, 14 миссионеров-священников, 10 псаломщиков и 5 катехизаторов… Каждый… миссионер, находящийся в его ведении инородческия поселения и стойбища посетил в отчётный год не менее двух раз.
При объездах своих миссионеры некрещёным инородцам проповедовали истины спасения…, обучали же молитвам, объясняли заповеди… Обходили все юрты крещёных инородцев и окропляли их святою водою…».
Так продолжалось до 1912 года, когда началось возведение Бирской Православной Железнодорожной церкви и был совершён перевод священнослужителей на станцию Бира, о чём сообщили «Благовещенския Епархиальныя ведомости» за №6-7 от 15.03. -01.04.1912г. на стр.69: «Притч (в полном составе своём) церкви ст. Ерофей Павлович, западной части новостроющейся Амурской ж/д, резолюциею Его Преосвященства от 28 февраля 1912г. за № 720, перемещён на станцию Бира, Восточной части дороги».
Первым исполняющим обязанности псаломщика церкви Биры был Пантелеймон Стеблин, служивший до 6 января 1912 года во Владивостокской епархии. Он же, уже 3 марта того же года, был переведён из Биры в церковь станции Ин, о чём читаем «Благовещенския Епархиальныя ведомости» №8-9 15.04. -01.05.1912г., стр.95.: «Исполняющий должность псаломщика ст.Бира — Пантелеимон Стеблин, резолюциею…, от 3 марта сего года, за №806, перемещён и.д. псаломщика на ст.Ин, а вместо него на ст.Бира назначен исполняющий должность псаломщика проживающий в деревне Любатова, Веденской волости, Приморской области, Иаков Доманюк».

В обязанности «разъездного железнодорожнаго притча» входило обслуживание населения из близлежащих железнодорожных посёлков данного «благочинническаго участка».

После введения в действие Бирской железнодорожной церкви, начались службы и исполнение треб, стали вестись Бирские Метрические книги. Первая запись в таковой была сделана 17 мая 1912 года, когда было совершено таинство крещения над некой Марией Озеревой: «…родилась 4 апреля, крещена 17 мая — Мария. Родители: крестьянин Енисейской губернии, Канскаго уезда, Устианской волости, того же и села — Парфирий Михайлович Озерев и жена законная — Наталия Христофоровна, оба православнаго вероисповедания…» Записи вёл Иеромонах Феодот, в миру бывший Феодотом Ильюшенковым.

Благодаря сохранившимся бирским метрическим книгам, мы сейчас имеем хорошее представление о проживавших 100 лет назад людях. В книгах регистрировались новорождённые дети от родителей, приехавших со всей необъятной территории Великой Российской Империи, включая Польшу, Финляндию, Украину, Кавказ. Причём некоторые родители, пожелавшие окрестить своих детей в Бирской церкви, были как старообрядческого, так и Римско-католического, и даже магометанского вероисповедания! Всего за 1912 год (с июля) было окрещено 30 мальчиков и 32 девочки (всего 62 новорожденных). Записи вели: иеромонах Феодот и псаломщик Иаков Доманюк. С 23 октября исполняющим обязанности псаломщика стал Кондратий Гальчин.

«Благовещенския Епархиальныя ведомости» №24 15.12.1912г сообщают о сроках произнесения проповедей Феодотом: стр.213, 227: Список священнослужителям Благовещенской Епархии, коим назначается произнесение очередных проповедей в будующем 1913 году. …№110 священник иеромонах Феодот — 12 апреля, 28 июля, 24 ноября. …12 апреля, Великая пятница (за вечерней, после выноса святой Плащаницы);…28 июля, воскресенье, Неделя 8-я по Пятидесятнице;…24 ноября, воскресенье, Неделя 25-я по Пятидесятнице….

Для обслуживания в религиозном отношении населения, разъездной железнодорожный причт станции Биры охватывал район от разъезда Биракан до станции Икуры включительно.
А в мае 1913 года появился «Бирский разъездной переселенческий притч», в обязанности которого входило обслуживание посёлков вне линии железной дороги. Правда, осенью того же года притч из посёлка Биры переехал в село Александровку — нынешний Бирофельд.

Из приказов по епархии: «Священник села Благословеннаго, Амурской области, Вениамин Пошивалов, согласно прошению, резолюциею Его Преосвященства, от 22 сентября сего года за 2667, перемещён на должность священника разъездного переселенческаго притча Биры, ныне Александровки, Амурской области,… Псаломщик церкви села Доле-Троицкаго, Амурской области, Симеон Симилейский, согласно прошению, резолюциею Его Преосвященства, отъ 22 сентября сего года за №2124, перемещён на должность псаломщика разъездного переселенческаго посёлка Биры причта, ныне села Александровки , VIII благочинническаго участка, Амурской области». Иногда этот притч назывался «Вторым Бирским переселенческим приходом».
Тем временем, в Бирской ж/д церкви всего окрещено за 1913 год было 87 мальчиков и 111 девочек. Итого — 198 детей. Потрясающая рождаемость для Биры и ближайших железнодорожных пунктов!
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» №24; 15.12.1913г. стр.109: Список священнослужителей Епархии, коим назначается произнесение очередных проповедей в будующем 1914 году…№109 Иеромонах Феодот 27 апреля, 22 июня, 12 октября 1914г.…27 апреля, воскресенье; неделя 4-я «О расслабленном»; 22 июня, воскресенье; неделя 4-я «по Пятидесятнице»; 12 окт., воскресенье; неделя 20-я «по Пятидесятнице».
За 1914 год Бирской церковью было окрещено 86 мальчиков и 87 девочек (итого — 173 ребёнка). Книгу вели: иеромонах Феодот и псаломщик (с 17 сентября 1914 года) Степан Дрожжин.

«Благовещенския Епархиальныя ведомости» за 15.06.1915г. сообщали о приезде в Биру «владыки»: «Маршрут поездки Преосвященнейшаго Евгения, Епископа Приамурскаго и Благовещенскаго для обозрения приходов Епархии:…13 июля ст.Бира. Молебен … При поездке Владыку сопровождают: ответственный Епархиальный наблюдатель, священник Е. Добротворский, ответственный Протодиакон, два ипподиакона и три певца. В посещаемых местах Владыка имеет обозревать храмы, часовни и школы». Далее сообщалось, что «…Его Преосвященством награждены: 2 сентября 1915 г., за усердное и полезное служение Церкви Божией набедренниками: … состоящий в должности священника разъездного притча на ст.Бира … Иеромонах Феодот».
Так на территории современной ЕАО входившей в состав Благовещенско-Приамурской епархии. К началу 1920-х гг. известно о существовании 24 православных храмов и походных церквей и 22 часовен на современной территории области. Из архивных материалов известно о существовании храмов и часовен в следующих местах:
церковь вмц. Екатерины (1861 г.) и часовня с. Екатерино-Никольское
церковь Архангела Михаила (1865 г.) и часовня с. Михаило-Семеновское (ныне с. Ленинское)
Свято-Троицкая церковь и часовня с. Радде (1860-1861 гг.)
церковь прор. Илии и часовня с. Пузино
церковь свт. Николая Чудотворца с. Венцелево, в том числе и
церковь св. блгв. кн. Александра Невского с. Благословенное (миссионерская для корейцев)

Следует сказать и об одной отрицательной черте, присущей русской миссии и на Дальнем Востоке, и в других местах. Ею является определенное запаздывание проповеди христианства. Если на Западе в период колониальных захватов монах-миссионер шел бок о бок с конкистадором, то в России новые присоединенные территории нередко еще долго оставались без духовного окормления. Приамурье в этом отношении составляет счастливое исключение.

Комментарии закрыты.

Программы Правжизнь, которые откликаются в наших сердцах
Восстановление святынь

Помогаем спасти разрушенные храмы и монастыри

Переходите на страницу проекта
Братство трезвости

Бесплатные реабилитационные центры при храмах

Узнайте больше о Братстве