Блог БФ Правжизнь

Интересно и познавательно о вере и милосердии

22.08.2020

87

Рубрика: Вера и жизнь

Религиозный раскол в Украине – религия на службе новой холодной войны

Украина стала полем битвы новой холодной войны, подпитываемой неоконсерваторами в США и их желанием доминировать в мире. Даже Православная Церковь не избежала мирской катастрофы, и политики желают использовать ее как инструмент антироссийских настроений. В этом тексте я попытаюсь объяснить судьбу Православной Церкви на Украине и то, как была построена новая конкурирующая церковь.
Десекуляризация – процесс, характерный для мира постмодерна. Обязательное секулярное просвещение, атеизм как этическая норма и строго леволиберальная медийная повестка уходят в прошлое. В США, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америка религиозный фактор играет всё большую роль во внутренней и внешней политике. Американский президент ищет поддержки перед выборами в среде протестантских сект, позиция иудейских ортодоксов играет ключевую роль во внутриполитической повестке Израиля, а Реджеп Эрдоган снова делает Собор Святой Софии мечетью – и завоевывает таким образом необходимые проценты поддержки среди турок.
На сегодняшний день почти невозможно спрогнозировать развитие палестино-израильского, армяно-азербайджанского или пакистано-индийского конфликтов без учета религиозного фактора. Аналитики редко обращают на это внимание, но это же касается и российско-украинского конфликта, в котором религиозный фактор играет важнейшую роль.
Для большинства жителей постсоветских славянских стран православная идентичность остается стержнем национальной идентичности. Согласно опросам, Церковь на Украине и России пользуются большим доверием, чем политики или, например, армия. Ярким примером является Всеукраинский православный крестный ход (особый вид религиозного проявления в виде длительного, иногда многодневного мирного марша с молитвами и религиозной атрибутикой) «За мир, любовь и молитву за Украину», который проходил с 3 по 27 июля 2016 года в разных городах Украины и был приурочен ко Дню Крещения Руси. Каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата собрала для этого сотни тысяч верующих — больше, чем на пике демонстраций на Майдане в 2014 году, когда в стране произошел государственный переворот.
Также в конце июля, но в этом году, в Киеве прошел еще один большой митинг православных христиан, где звучали лозунги «Сатана правит Украиной!», «Вернем крест Святой Софии» и так далее. Мы не поймем смысла этих событий в рамках светской политической парадигмы.
Эту статью можно воспринимать как самое общее введение в тему, чтобы прояснить в общих чертах линии противостояния по религиозному принципу на Украине.
Сначала несколько вводных пояснений по поводу мирового православия. Православная церковь, составляемая сообществом поместных Церквей — автокефальных (то есть автономных), полагает себя единой святой соборной и апостольской Церковью. Каждая автокефальная церковь самостоятельна и независима в делах своего административного управления от других поместных церквей, но едина с ними в вероучении и пребывает с ними в литургическом (евхаристическом) общении. В отличие от Католической Церкви, у православных нет единого главы.
Всего на данный момент таких признанных православных церквей 15: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, а также Православная Церковь Америки и Православная Церковь Чешских земель и Словакии. «Первой среди равных» считается Константинопольская, которая в то же время является одной из самых малочисленных и зависимых (от США, где находится почти половина всех прихожан и откуда приходит постоянная финансовая поддержка, а также от Турции, где расположена постоянная резиденция патриарха Константинопольской Церкви – Варфоломея. Также большинство священнослужителей имеет турецкое гражданство).
Однако вернемся на Украину. В православной Церкви, как и в католической, принципиальное значение имеет не демократический принцип объединения общин верующих, а апостольская преемственность. Поэтому для верующих, если для них принципиально живое богообщение, а не политические установки, важно примыкать к традиционной православной церкви. После падения Российской Империи такая Церковь на территории Советского Союза была одна – Русская Православная Церковь Московского патриархата, не считая автокефальную церковь Грузии.
На территории Украинской Советской Социалистической Республики в составе СССР также существовала Украинская греко-католическая церковь — поместная католическая церковь византийского обряда, созданная еще в Речи Посполитой вследствие Брестской унии в 1596 году. Основная масса греко-католиков (до 4 млн. верующих) проживает в западных областях Украины. В силу этого в ней традиционно сильны тенденции украинского национализма.
Все же подавляющее большинство верующих на территории Украины является активными прихожанами или ассоциирует себя на культурном уровне с православием. Однако с распадом Советского Союза политические элиты вновь образовавшегося украинского государства начали попытки тотального разрыва с Русской православной церковью. До 1990-го года на территории Белорусской и Украинской ССР существовали так называемые экзархаты – церковные юрисдикции, подчиненные Московскому Патриархату РПЦ. 30-31 января 1990 года Архиерейский собор РПЦ принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло Украинскому и Белорусскому экзархатам право полного самоуправления, распределения финансов и т.д., не считая только богословских вопросов, которые были отведены в компетенцию общего Собора. Также с согласия Московского Патриархата украинский экзархат получил право называться самостоятельной церковью – образовалась существующая и поныне, насчитывающая подавляющее большинство верующих Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП).
В это же время внутри Православной Церкви начался раскол. В 1990-1992 годах главой УПЦ МП был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ МП сместил Филарета за раскольническую деятельность и избрал митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана).
Филарет затаил обиду и при поддержке националистов и наладив контакты с еще одной православной сектой – Украинской автокефальной православной церковью – почти в то же самое время со своими незначительными сторонниками провел «альтернативный» –националистический Собор, на котором его назначили патриархом самочинной т.н. «Украинской православной церкви киевского патриархата», которой исторически никогда не существовало и которую не признала ни одна из поместных православных церквей. По сути, образовалось подобие протестантской секты. Тогда же, в 90-е, Филарет стал искать выходы на Константинопольский патриархат, который теоретически мог бы даровать малочисленной националистической секте легитимный статус автокефалии.
Видя опасные тенденции и стремление к самоуправление Московский Патриархат предоставил полную автономию УПЦ МП. На Соборе РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи УПЦ, было принято особое определение: «Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году». Казалось бы, на этом украинские националисты должны были бы успокоиться.
Однако политические амбиции, которыми руководствовались политические элиты Украины после «цветной революции» 2014-го года, возобладали. Правительство президента Петра Порошенко решило пойти ва-банк – требовать от Константинопольского патриархата так называемого томоса – специальной грамоты об автокефалии церкви. При этом самая многочисленная и каноническая УПЦ МП к Константинополю за с просьбой о независимости не обращалась. Ее для так называемого «киевского патриархата» запросила у Константинополя (сегодняшнего Стамбула) состоящая в 2018-м году почти из одних националистов Верховная Рада (украинский парламент) и лично президент Порошенко, нарушив тем самым основополагающее положение украинской конституции о невмешательстве государства в дела Церкви.
Вопреки ожиданиям не случилось массового перехода во вновь учрежденную националистическую церковь верующих УПЦ МП. В то же время по всей Украине продолжаются рейдерские захваты православных храмов и монастырей УПЦ МП вооруженными националистами, получившими высочайшее «благословение» от проамериканского Константинопольского патриархата и националистических властей. Полностью независимая от Москвы Украинская православная церковь Московского патриархата остается ведущей конфессиональной группой, из года в год выступающей с миротворческой миссией на юге Украины, где украинская армия ведет боевые действия против пророссийских повстанцев.
На сегодняшний день внутри так называемого «Киевского патриархата» продолжается раскол. На пост «патриарха» прочат близкого друга Порошенко Симеона (Шостацкого). Ушедший в оппозицию и создавший партию «Европейская солидарность» Петр Порошенко недоволен созданной им же церковью, потому что она остается малочисленной националистической сектой и не обеспечивает ему обещанную поддержку. Епископы «Киевского патриархата» ведут откровенно воинственную риторику и призывают к военному решению конфликта на юго-востоке страны (Донецкая и Луганская области).
Что принесет президентство Владимира Зеленского, мы пока не знаем. Качнется ли маятник украинской политики в сторону интеграции с Россией? В таком случае общая религиозная идентичность станет идеологической основой мирной «реконкисты» России в общем цивилизационном пространстве Украины и России. Это хорошо понимают прозападные элиты Украины, поэтому давление власти и СМИ на каноническую Православную Церковь в ближайшие годы будет только усиливаться.
Вавра Сук (главный редактор шведского издания Nya Tider)

Источник https://freewestmedia.com/2020/08/15/religious-schism-in-ukraine-religion-at-the-service-of-new-cold-war/

Комментарии закрыты.

Программы Правжизнь, которые откликаются в наших сердцах
Восстановление святынь

Помогаем спасти разрушенные храмы и монастыри

Переходите на страницу проекта
Братство трезвости

Бесплатные реабилитационные центры при храмах

Узнайте больше о Братстве