Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот наступает момент, когда нас приглашают стать крестной или крестным, а может, что еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы снова задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.
Многие из приходящих ко святому Крещению не понимают важности этого шага, его смысл и значение. Веру может иметь некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения. Надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). Значит, вера предшествует Крещению.
Многие приходят просто без подготовки, думают так: окунут их — и все, и они будут крещеными. От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тчательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением. Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишенных жизненно важных знаний и духовных ориентиров. Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1 Петр, 3:21).
Жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, в Таинстве Венчания (церковного брака) получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе Христа с Церковью, для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать «брак становится честен и ложе супружеское непорочно» (Евр. 13, 4).
К Таинству Венчания допускаются только крещеные люди, православного вероисповидания, не отпавшие от церковного общения и состоящие в зарегистрированном браке.
Первое, что сделал Спаситель, выйдя на путь служения — благословил брачную чету в Кане Галилейской. По церковному преданию это была свадьба Симона Кананита, который был потрясен произошедшим чудом — претворением воды в прекрасное вино. «Вот Он, обетованный Богом долгожданный Мессия!» — открылось ему в тот день.
С тех пор каждый брак совершается по благословению Церкви, Главой которой является Сам Господь. Более того, христианский брак созидает свою незримую малую церковь, главой которой является муж, предстоящий пред Господом за всех своих домочадцев. Каждое наше молитвенное воздыхание известно Богу.
И если муж, и жена вне церковной ограды, жизнь их проходит среди бушующих страстей, которые царствуют в этом мире и крушат непрочные человеческие построения. Вражда и ссоры, ревность и супружеские измены чередуются в нем по замкнутому кругу, из которого нет выхода отвергающим Божию помощь. Об этом свидетельствует нарастающая волна разводов, обрекающая на одиночество и детей, и взрослых.
Патриарх о Таинстве Причастия
Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин, как сам Господь установил это Таинство (Матф. 26, 26-28). Не причащающйся Святых Таин лишает себя источника жизни — Христа, ставит себя вне Его. Ведь в этом Таинстве Господь, освящая наши души и тела, опаляет все наши грехи и дарует верующим Свою благодать и защиту от зла.
Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин. Бог даровал людям Святые Христовы Таины не по их достоинству, а по великой Святой милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, а как дар любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.
Но более важно еще и правильно подготовиться к этому таинству. Желающие причаститься заранее готовятся — это приготовление называется Говение и касается как телесной, так и духовной жизни человека.
Храм Святителя Николая Чудотворца, Россия, Московская область,
Дмитровский район, сельское поселение Габовское, село Озерецкое, д 102
Электронная почта: school@pravzhizn.ru