Загрузка...

Календарь Молитвослов Библия

О суевериях в праздник Святой Троицы

«…Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на
поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между
пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод,
тогда явились и плевелы»
.

Мф. 13, 24-26

Эта притча из Евангелия от Матфея говорит нам о том, что Человек, посеявший доброе семя, есть Христос, посеявший добрые мысли в добрых людях. А плевелы – это ереси и худые мысли, которые сеет враг, т.е. дьявол. Он сеет ереси или дурные мысли, когда люди спят, т.е. спят духовно, по лености давая место еретикам или худым мыслям. Во время церковных праздников эта губительная деятельность диавола бывает особенно наглядной. Дело в том, что церковные праздники отмечают многие люди, не имеющие духовного опыта. Поэтому враг рода человеческого действует особенно грубо, открыто; лжеучения и ереси он предлагает пришедшим в церковь вместо чистого христианского вероучения. Посмотрим, как это происходит в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы.

Наша Церковь торжественно празднует День Святой Троицы. В ряду двунадесятых и великих праздников он пользуется особым народным почитанием и любовью. Пол в храме устилают травой. Украшают зелеными ветками и цветами.

В этот день два тысячелетия назад Дух Святой, «в виде огненных языков разделяющихся», сошел на апостолов, собравшихся в Сионской горнице. Родилась Церковь, Глава которой – Христос.

Доныне благодать Святого Духа животворит Православную Церковь, действует в ее Таинствах, являет себя в чудесах и зримо живет в святых угодниках Божиих.

«Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Тем же вопием Ти: Содетелю всех, Господи, слава Тебе». Такими словами прославляет Церковь события, случившиеся два тысячелетия назад в Иерусалиме.

И два тысячелетия эти великие торжественные события Пятидесятницы объединяют христиан на праздничном богослужении.

Но когда мы «согласно славим Всесвятого Духа» – ясно, что единство и мир не могут не вызывать злобу врага нашего спасения.

Посмотрим, какие же «посеял между пшеницей плевелы» враг рода человеческого. Поскольку он «лжец и отец лжи», входим в интернет и читаем: «Обычаи, традиции, приметы, суеверия, заговоры Троицы».

Заговоры, как грех против первой заповеди «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене», ворожба, колдовство и гадание, запрещены Церковью, и много говорить о них нечего. Заговоры или гадания являются недозволенными входами в духовный мир; к Богу через черный ход не попадешь. Поэтому любой, обращающийся к гадалке или самостоятельно прочитавший заклинание или заговор, неизбежно оказывается в области падших духов, т.е. демонов, или бесов. И сколько бы гадалки не кропили святой водой, сколько бы они не врали о том, что их благословили на это душепагубное занятие в Церкви – это ложь. Ложью является и ссылка на то, что гадание на День Святой Троицы – исконно наша, русская традиция.

Традицией праздника действительно является украшение храма зелеными ветвями, даже молодыми деревцами, букетами; по традиции пол устилают травой. Но вот что пишут об этой традиции интернет-авторы, и как объясняют ее происхождение:

«Смысл этого обычая в том, что молодые растения обязательно принесут семье благополучие, процветание и хороший урожай»…

«…чествование весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшей утратить своей обаятельной прелести».

«…все это символизирует обновление природы, процветание и новый цикл жизни», ну, и так далее.

Никто не спорит, что в погожий день, в начале лета, молодая листва и цветы очень украсят и дом, и церковь во время праздничной службы. И за исключением странной уверенности, что молодые растения, якобы, «обязательно принесут семье благополучие», эти риторические упражнения не вызывали бы особых возражений, кроме того, что все эти «обновления природы», «весенние возрождения» и т. п. не имеют отношения к празднику Святой Троицы, так же, как не связаны с еврейским началом жатвы пшеницы.

Все подобные этому многочисленные объяснения в интернете, и я специально привел несколько примеров, объясняют традицию церковного праздника превратно.

Откуда же взялись трава, ветви и цветы в День Святой Троицы в православном храме?

День Святой Троицы, Пятидесятница, – один из ранних христианских праздников, торжественно отмечавшийся Церковью со времен апостольских, унаследовал некоторые еврейские традиции. Евреи праздновали Пятидесятницу (Шавуот – «недели») через 7 недель после Песах как праздник начала жатвы пшеницы – и как день дарования Торы Всевышним Моисею на горе Синай. В память об этом событии и о том, что Господь украсил пышной растительностью подножие Синая, евреи украшали жилища и синагоги зелеными ветвями и цветами. Ветхозаветный праздник явился прообразом грядущего великого события: рождения Церкви.

В день праздника Пятидесятницы в Иерусалиме, в Сионской горнице, убранной зелеными ветками, на апостолов сошел Дух Святой: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян., 2, 2-3.) Как и при даровании Синайского законодательства, когда «были громы и молнии, …и трубный звук весьма сильный» (Исх.,19, 16), родилась Новозаветная Церковь.

Праздничное убранство в храмах напоминает нам еще об одном ветхозаветном прообразовании – явлении Святой Троицы Аврааму под зеленой сенью Мамврийского дуба.

Пишут, будто бы праздник Святой Троицы совпал на Руси с неким языческим празднеством весны, расцвета природы и ее богини – Лады. «Злые» христиане в 11в. разрушили святилище цветущей богини, и «мало-помалу древнее почитание богини весны, светлокудрой Лады, было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами…». Заметим сразу, что все сказки о богине Ладе, ее святилищах – очень недавнего происхождения, и к реальной истории русского народа отношения не имеют. Так и следует их понимать: это современные фантазии на тему русского язычества.

Менее сдержанные поклонники богини пишут: «Лада является Женской проекцией Рода. Без этой животворящей энергии Род никогда бы не смог родить сам себя. А именно это он и делает на заре любой запускаемой им молодой Вселенной. Лада – Высшая творческая ипостась Родника Вселенной, это могучая энергия созидания. Только Она способна взорвать ячеистую структуру Надкосмической Нави…»

Извиняюсь, цитируя, я по ошибке залез в космографию.

Дальше как бы все понятно. «Ячеистая структура». «Параноидная шизофрения». Наука, одним словом.

Это я иронизирую. А на самом деле – перед нами типичный образец Нью-эйдж, псевдонаучный текст, якобы мистического происхождения, состряпанный в среде неоязычников.

Но я искал более поэтическое изображение богини Лады. И не был разочарован. После описания святилищ энергической небожительницы («…богато украшены позолоченной деревянной резьбой, имели посеребренные крыши, над которыми возвышались золотые, украшенные красными сердоликами… и т. д. …На вершине огненной маковки стояла изукрашенная драгоценными камнями золотая двойная свастика…») Понятно, что вся эта чепуха не имеет никакого, ну, ни малейшего подтверждения в исторической науке.

«Обнаженное (ну, наконец!) золотое изображение Великой Лады стояло на каменном постаменте у алтаря под куполом храма… Одежда…состояла из трех удивительных венков: они были собраны из искусно выполненных из золота полевых цветов, перевитых серебряными листьями…и т.п.»

Картина языческого великолепия ясна; но есть еще смешная деталь: один венок у золотой чаровницы был на голове. Местоположение двух других оставляю воображению читателя; намекну, что одно из них названо «великолепная».

Научная достоверность поклонения славян обнаженной плодороднице ясна из этого описания. Беда в том, что этот бред, эта эстетика дембельского альбома, возникли на патологической социальной основе. Огромное количество наших современников даже и не поймет, в чем, собственно, дело. «Ведь могло же быть и так?»

В том-то и дело, что нельзя собственные выдумки выдавать за славянское язычество: реальное прошлое народов подтверждается археологическими памятниками или письменными источниками, обычаями и фольклором. А в Интернете вам предлагают дурного вкуса эротические фантазии.

А вот пункт «языческие обычаи слились с новыми обрядами» – совсем нафталиновый. «Свой календарь церковники приспосабливали к годовому хозяйственному циклу основного населения» – и я вас уверяю, студенты повторяют до сих пор эту безумную, пустейшую побасенку, сочиненную еще на заре Советского Союза авторами газеты «Безбожник».

Сочинители всех этих антихристианских текстов приходят к таким выводам: «Христианские и языческие взгляды и традиции сливались в единое целое. И не было здесь никакого противоречия, все очень слаженно и гармонично». «Таким образом, как и у множества других православных праздников, церковные обряды и традиции празднования Троицы тесно переплетены с языческой историей. Официальная Церковь этого не принимает и не одобряет. Но так как по сути своей праздники очень похожи между собой, то и отмечать их народ начал в симбиозе, не отделяя православные обряды от языческих. Благодаря этому, мы получили праздник с древней историей, интересными традициями и красивыми обрядами, который, в то же время, наполнен философским содержанием и религиозным смыслом».

Как видите, разные авторы на разные лады повторяют один и тот же зловредный вымысел. «Отец лжи», очевидно, доволен. Какие, интересно, церковные обряды переплетены с языческой историей? И каким философским содержанием наполнен образ общекосмической крали – богини весны? Одна эта бесстыдная ложь о синкретическом характере христианства ставит всех ее сторонников вне Церкви. Можно просто посмеяться над всей этой «Снегурочкой» - Ладой, Лелем, «живительными» березками и гадальными венками – но многие простые души в это верят.

И еще пример одного мелкого обмана.

«Официальная Церковь…не одобряет». Автор пишет так, как будто существует какая-то еще, помимо «официальной», более открытая и широко мыслящая Церковь. Это ложь.

И о гаданиях на Троицу… Читаем в Интернете: «Незамужние девушки в Троицу гадали на любовь…», ну, и дальше – про венки на воде, «завивание березы», хороводы и прочую псевдофольклорную романтику. Гадание в Православной Церкви считается бесовским делом и наказывается 6-летней епитимией. Это значит, что эти элегические «незамужние девушки» своей возрастной дурью отлучают себя от Святых Христовых Таинств на 6 лет.

В случае с суевериями мы сталкиваемся с откровенным злом; самое пустяковое суеверьице – букетик из зверобоя, тысячелистника и полыни, принесенный на праздничную литургию – есть хула на Бога и преступление первой заповеди.

Суеверие – ущербная, примитивная вера, не требующая усилия; бездумным повторением за кем-либо слов и действий, подменяющих благодатную церковную традицию, суеверие удовлетворяет тягу некоторых людей к таинственному, к эзотерике, к ложному знанию.

О поведении на Троицу можно услышать такие рекомендации: «Если среди ваших знакомых есть тяжелобольной человек, принесите ему кусочек свечи, из тех, что вы ставили за здравие». Это – пример откровенно антицерковного, магического суеверия; и таких примеров очень много.

На следующий день, в понедельник 1-ой седмицы по Пятидесятнице, Церковь празднует День Святого Духа. Конечно, праздник в честь Третьего Лица Святой Троицы надо тоже подпортить, внушает враг. И мы легко, по первым же строчкам в поисковике, находим такое объяснение названию праздника: «Эту дату называют еще Духов День. Чтобы задобрить злых духов, люди устраивали пиры на свежем воздухе». Вот так.

Множество нецерковных обрядов и поверий описано русскими этнографами 19 в. Благодаря собранному ими материалу очевидно, насколько от уезда к уезду разнились праздничные обычаи. И коли вам встречается фраза: «Наши предки в старину…», знайте, вы имеете дело с подлогом. Всем нашим предкам, среди которых было много благочестивых и богобоязненных людей, приписывают поверия и суеверные обычаи каких-нибудь нескольких сел, о которых они и знать не знали.

Рассказы вашей прабабушки, как на Троицу они катались с боку на бок по ржаной полосе, могут быть лично для вас овеяны поэзией старины – но негоже рекомендовать эти семейные мемуары как Возрождение Исконной Руси. Можно гадать на деревянных ложках и цепочках, запускать венки в воду и заплетать березки, бояться русалок и «собирать душистых трав», кланяться рощам и реке. Можно…

А можно не изображать из себя Тома Бомбадила, и праздник Троицы провести, как подобает православному христианину. «Единственным руководителем нашим должны быть отеческие писания и молитвенный плач перед Богом» (Свт. Игнатий Брянчанинов).

Душепагубно пить из отравленных источников. Суеверия – грех. Поэтому в День Святой Троицы, после праздничной литургии, не ворожить надо, а почитать православную книгу или послушать священника в воскресной школе.

Или, по слову св. апостола Павла: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4,7).

Федоров В.

День Святой Троицы. Пятидесятница