О святыни

Боголеп Черноярский

Боголеп Черноярский
Bogolep Chernoyarsky.jpg
Имя в миру Борис Яковлевич Ушаков
Родился 2 (12) мая 1647
Москва
Умер 1 (11) августа 1654 (7 лет)
Чёрный Яр
Монашеское имя Боголеп (перевод греческого имени Феопрепий)
Почитается в Русской православной церкви
В лике преподобных
День памяти 24 июля (по юлианскому календарю)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Боголеп Черноярский (в миру Борис Яковлевич Ушаков; 2 мая 1647 — 1 августа 1654) — схимник, святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) — 24 июля и во второе воскресение по Пятидесятнице (Собор Всех святых, в земле Российской просиявших).

Жизнеописание

Родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. В крещении был наречён Борисом в честь благоверного князя Бориса Владимировича. Его отец в 1651 году был назначен воеводой в Чёрный Яр. Житие рассказывает, что ребёнок с ранних лет был очень набожный: младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, при звуках колокола плакал, показывая тем самым чтобы его несли в церковь.

Борис был очень болезненным: в 7 лет у него появилась язва на ноге, которая вскоре прошла, но началась новая болезнь, называемая «чечуй» (язвы на лице). Однажды он увидел странствующего монаха и был поражён его облачением. Борис попросил родителей постричь его в схиму, заявив, что после этого он выздоровеет. Родители согласились и Борис был пострижен в схиму с именем Боголеп (русский перевод греческого имени Феопрепий). Согласно житию, на следующий день после пострига он выздоровел, а ещё через день заболел «огневицей» (лихорадка) и скончался. В различных вариантах жития год смерти Боголепа различается — 1 августа 1654 или 1659 года (первая дата считается более соответствующей житийной истории). Боголеп был погребён рядом с церковью в честь Воскресения Господня, позднее над его могилой была построена часовня.

История почитания Боголепа Черноярского

Почитание Боголепа возникло вскоре после его смерти. День его памяти указан в Кайдаловских святцах (конец XVII века) и в «Описании о российских святых» (известно по спискам конца XVII—XVIII веков). Ему приписывали спасение Чёрного Яра от войск Степана Разина, от кубанских татар (1689, 1711) и от мора 1717 года. Первая икона святого отрока была написана в 1695 году иконописцем Иоанном, священником астраханской Богородице-Рождественской церкви, получившем, по преданию, после этого исцеление от болезни глаз.

В 1722 году Чёрный Яр посетил Пётр I, осмотрел могилу отрока и запретил петь панихиды над его гробом и приказал уничтожить часовню. В это же время была уничтожена и икона Боголепа, написанная Иоанном. В 1723 году императорским указом астраханский епископ Иоаким был смещён с кафедры, было указано направить его «в какую пристойно епархию викарием». Это связывают с событиями Астраханского восстания 1705—1706 годов, когда царские войска подошли к Чёрному Яру, то взбунтовавшиеся старообрядцы начали распространять среди население слух, что от царя-антихриста их спасёт отрок Боголеп. Несмотря на это, Иоаким поддерживал у себя в епархии почитание преподобного Боголепа. Напротив местное предание сообщает, что царь заинтересовался историей отрока и разрешил петь над его гробом панихиды.

В 1731—1732 годы Савва Татаринов, исполняя свой обет, данный после освобождения из калмыцкого плена, написал житие преподобного Боголепа. В 1736 году вместо деревянной Воскресенской церкви на средства московского купца И. П. Красносёлова в Чёрном Яре начали постройку каменного храма. В ходе строительства в 1741 году захоронение Боголепа включил в придел, освящённый во имя Иоанна Воина. Местная канонизация Боголепа состоялась во второй половине XVIII века. К середине XIX века берег Волги на котором стояла Воскресенская церковь был сильно подмыт, из церкви вынесли все святыни и в 1848 году по распоряжению архиепископа Евгения (Бажанова) пытались обрести мощи преподобного Боголепа, но они найдены не были. Весной 1849 года часть храма под которой находилось его захоронение обрушилась в Волгу.

Существовавшую местную канонизацию Боголепа подтвердил Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918), включивший его имя в состав Собора всех святых, в земле Российской просиявших.

Ссылки

Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»

Вступайте и обменивайтесь информацией о чудесах и притчах
Недавно добавленные
Благословение Матери Божией в Престольный праздник в возрожденном Храме Благословение Матери Божией в Престольный праздник в возрожденном Храме Еще во время службы наш Анатолий первым Её увидел… А потом мы, по цепочке, с благоговейным трепетом отводили друг друга на одно место – на тропинку в двух метрах от входа в основной Храм. Там, над входом, совершенно явственно на нас смотрел Лик Божией Матери, как всегда, хрупкий и печальный. Затаились… Спрашивали друг у... 8 Исцеления от иконы Божией Матери Умиление Псково-Печерская Исцеления от иконы Божией Матери Умиление Псково-Печерская По молитвам перед этой иконой не раз получали ис­це­ле­ние слепцы. Так, 28 мая 1587 года, когда икона Умиления Божией Матери бы­ла во Пско­ве, вдо­ва Ма­рия Те­рен­тье­ва с Под­ко­по­рья, из-за Невы, не ви­дев­шая два го­да де­вять ме­ся­цев, по­мо­лив­шись пе­ред этой ико­ной в со­бор­ном хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, шла за ико­ной к пе­чер­ско­му... 152 Чудо иконы Божией Матери Умиление "Локотская" Чудо иконы Божией Матери Умиление Уже в наше время Божия Матерь явила Свою милость через образ «Серафимово Умиление» Локотская. Жительница п. Локоть Брянской области увидела в магазине календарь с изображением Пресвятой Богородицы, который лежал в небрежении. Календарь был старый и женщина взяла его, чтобы сохранить образ от поругания. От образа стало истекать миро, а на обратной... 125
Рябиновый лист Рябиновый лист Осенний лист рябины оторвался от веточки старого дерева и понёсся, гонимый сильным ветром. Он долго летал и кружил по двору. Ветер его трепал. Но лист не отчаивался. Он намокал от капель дождя. Но и это не огорчало маленького странника. «Всё в жизни поправимо!», - думал осенний лист и не замечал... 5 Тик-так Тик-так Здравствуйте, я маленький заводной будильник! Я удобно располагаюсь на тумбочке возле кровати. Напротив меня находится большое окно, и я могу неспешно наблюдать за всем, что происходит вокруг.Каждое утро мой пожилой хозяин Степан Степанович дотрагивается до меня, отодвигая рычажок, чтобы я больше не звенел, потом встаёт, потягивается, завтракает и спешит на... 40 Возмездие Возмездие Отец Иоанн прижался лицом к холодному стеклу.«И почему она там? Моя жена! – недоумевал он – Почему именно она и никто другой?».Отец Иоанн перевёл дух. Мысли роились у него в голове. «Это же надо! Она всего лишь переходила дорогу и её сбила машина. И вот теперь лежит в палате, после... 43
Икона святого отрока Боголепа Икона святого отрока Боголепа Боголеп Черноярский Боголеп Черноярский Имя в миру Борис Яковлевич Ушаков Родился 2 (12) мая 1647Москва Умер 1 (11) августа 1654 (7 лет)Чёрный Яр Монашеское имя Боголеп (перевод греческого имени Феопрепий) Почитается в Русской православной церкви В лике преподобных День памяти 24 июля (по юлианскому календарю) Медиафайлы на Викискладе Боголеп Черноярский (в миру Борис Яковлевич Ушаков; 2 мая 1647 — 1 августа 1654) — схимник, святой Русской... 111 Икона преподобного Стилиана Пафлагонского Икона преподобного Стилиана Пафлагонского В храме князя Владимира с. Пычас находится икона святого Преподобного Стилиана Пафлагонского. Каждую среду в 7.00 (по московскому времени) совершается молебен этому святому - покровителю детей.Передать имена на молебен святому Стилиану в наш храм. ЖитиеПреподобный Стилиан ро­дил­ся в го­ро­де Адри­а­но­по­ле в Па­фла­го­нии, в Ма­лой Азии, в V ве­ке. Он был бла­го­сло­вен... 129 Икона со святыми мощами святых святителей Гурия и Германа, архиепископов Казанских Икона со святыми мощами святых святителей Гурия и Германа, архиепископов Казанских ЖитиеГу­рий Ру­го­тин, свя­той, пер­вый ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский, ро­дом из дво­рян быв­ше­го го­род­ка Ра­до­не­жа, в ми­ре име­но­вал­ся Гри­го­ри­ем. В мо­ло­дых ле­тах всту­пил Гри­го­рий в услу­же­ние к кня­зю Ива­ну Пень­ко­ву. Князь был так им до­во­лен, что по­ру­чил ему управ­ле­ние всем до­мом. Но эта до­ве­рен­ность про­дол­жа­лась недол­го. Про­чие слу­жи­те­ли кня­зя из за­ви­сти к Гри­го­рию... 74