Это главная святыня храма… От этого образа было явлено множество чудес.
В творении знаменитого витии и учителя Русской Православной Церкви святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651-1709), которое известно под названием «Руно орошенное, или сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Божией Матери», собраны 24 сказания о милостях, бывших от этого образа Царицы Небесной. Среди этих сказаний находится древняя повесть, которая и послужила основанием для написания иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Святитель Димитрий так описывает проявление благодатной силы этой иконы. Образ находился в доме одного грешника, который, несмотря на творимые им грехи, все же не утратил привычки молиться пред иконой Богоматери словами Архангельского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…» Грешны были уста, произносившие эти слова; слаба была молитва, не останавливавшая человека от темных деяний, но даже и этот самый малый светлый порыв оказался достаточным, чтобы преклонить к человеку милосердие Создателя. Вот как это случилось.
Однажды, перед тем как в очередной раз идти на скверное и беззаконное дело, грешник, по своему обыкновению, обратился со словами молитвы к Божией Матери, преклонив колена пред Ее образом. Сказание не называет точно, кем был этот человек: купцом ли, который жил обманом; злым ли обидчиком убогих; грабителем ли с большой дороги, - это осталось неизвестным. Известно лишь то, что на сей раз, обратив свой взор к иконе Божией Матери, он увидел, что Богоматерь ожила, а из крестных ран сидящего у Нее на руках Богомладенца потоками течет кровь, как в свое время это было на Голгофе. Можно заметить, что икона эта написана в несколько необычном виде: лик Богомладенца суров, обе ручки Его подняты вверх. Из язв, открывшихся на Его ладонях, ногах и груди, потоками течет кровь. Владычица правой рукой указывает на это и, склонив голову, со скорбью и укором взирает на человека, стоящего на коленях, пред Ее образом. А поза грешника выражает неизъяснимый ужас и раскаяние.
Святитель Димитрий в своем сказании так описывает этот момент: «Сие человек видев, паде от страха и возопи: о Госпоже, кто сия сотвори? Отвеща Богородица: ты и прочии грешницы грехами Сына Моего распинаете, яко иудеи. И рече грешник: помилуй мя, Мати Милосердная! Отвеща Богородица: Матерь Милосердия Мя нарицаете, скорби же Мя исполняете. Грешник рече: ни, Владычице, да не преодолеет моя злоба Твоея неизреченныя благодати. Ты бо еси всем грешным надежда. Умоли о мне Сына Твоего и Бога моего. Тогда Преблагословенная Матерь нача молити Господа: благоутробне Сыне Мой, любве ради Моея помяни сего грешника и прости вся дела его елико содея. И тако скончася видение».
В глубоком сокрушении сердца молился этот человек пред иконою, и Божия Матерь услышала его и обратилась с молитвой о нем к Своему Сыну. Трижды молила Богородица Божественного Своего Сына о прощении этого грешника, но Господь оставался непреклонным. Наконец на Ее неотступную мольбу Он ответил Ей так: «Я исполню Твою просьбу. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы». Тогда прощеный грешник восстал от земли и с радостию сердечной припал к язвам Спасителя. Он осознал глубину своего падения, оставил беззакония и стал жить чистой и богoугодной жизнью. До конца своих дней со слезами благодарности молился он Божией Матери, по ходатайству Которой получил от Господа нечаянную радость покаяния и прощения грехов. Поэтому и образ Божией Матери с сюжетом на это событие получил название «Нечаянная Радость».
Эта редкая, можно сказать, единственная в своем роде икона пробуждает в человеке утешительную веру в то, что нет такой язвы греховной, которая была бы в состоянии отвратитъ от нас милость Владычицы; и нет такого греха, который превышал бы милосердие Божие. На этой иконе иконописец пытается передатъ молитвенное состояние: грешник молится Божией Матери о прощении своих грехов, а Сама Пречистая предстоит пред Сыном Своим и молится о прошении грехов человеческих. Таким образом, иконой «Нечаянная Радость» человек вводится в особенное молитвенное состояние. Он соучаствует в молитве изображенного на иконе «человека некоего беззаконного», преклонившего колена пред образом Богоматери, но он и лично молится пред Ее образом о прощении своих грехов.