Если взявший и читающий царское писание принял оное со всею внимательностью, с честью, страхом и усердием, и чествует его, и лобзает, и, словом сказать, делает, что ему предписано, - то сим воздается честь царю. А если отринет и уничижит он сие писание, оскорбит и обесчестит принесшего оное; то оскорбление делается самому царю. Так и преступающие предписание Великого Царя, то есть, пречистое Евангелие Его, преступлением своим бесчествуют давшего заповедь Христа. Так должно разуметь об Иудеях; потому что, приняв Писания, начертанные перстом Божиим, приносивших оные оскорбляли, били, побивали камнями и умерщвляли; а таким образом, преступив закон Божий, который говорит: праведна и неповинна да не убиеши (Исх.23:7), и Самого Начальника жизни, Святого и Праведного, оскорбили и заушили, оплевали святое, всепречистое и страшное лице Его, Которого трепещут небо, земля и море, и все наполняющее их (почему и сказал им Спаситель: Аз чту Отца Моего, и вы не чтете Мене (Ин.8:49); а, наконец, убили Его. Слышали, как преступлением закона бесчествуется Бог? Так, дети, и именующееся христианами, но живущие небрежно, преступлением Евангелия бесчестят Бога, делая то, что противно Владычной тайне, и заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, почитая не заслуживающими внимания, отвращают слух свой от истины, обращаются же к басням, как предвозвестил Апостол, что придет время, егда здраваго учения не послушают (2Тим.4:3). И вот видим, что слово стало делом. Ибо кто слушается Божественных Писаний? Кто внемлет Христовым заповедям? Кто мудр и хранит сие? Кто докажет, что не преступники мы закона? Многие мудры по плоти; многие благородны; многие сведущи и книжники, и законники, и цари, и князи, и богатые, и убогие, и рабы и свободные, и учители и монашествующие, и девственники, и живущие в девстве без обета. Кто из них может подтвердить, или доказать, что христианину должно играть на гуслях, или плясать, или скакать, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать и носить, так называемые, хранилища, или вопрошать бесов, или упиваться, и тому подобное? Кто докажет, что свойственно сие христианам? Какое Евангелие, какая книга Апостольская, какой Пророк? Вот до пределов вселенной читается в Церкви Божественное Писание, Закон, Пророки, Апостолы и Владыка всяческих, и нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать это; напротив того, каждый заблудился, и уклонился в пути своем, и стал преступником закона, и бесчествует Бога преступлением закона и предписанного законом, Пророками и Апостолами. Вот слышали вы, как бесчествуется Бог. Итак, христианин, перестань преступать закон и бесчествовать Бога. Перестань, наконец, подражать язычникам, чтобы, отшедши туда, не встретить тебе великой нужды, тесноты и бесчестия.
Хочешь ли слышать, как Владыка повелел христианам ликовать и скакать? Слушай: блажени плачущии; блажени алчущии и жаждущии (Мф.5:4.6). Это - первый праздник у христианина. И еще: подвизайтесь внити сквозе тесныя врата (Лк.13:24); и еще: аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете (Ин.16:20). И еще говорит: не возноситеся, вся бо сия языцы мира творят (Лк.19:29.30). Итак, не уподобляйтесь им.
Хочешь ли слышать о возлежаниях и скаканиях Пророка Давида? Слушай, что говорит: плача и сетуя хождах (Пс.34:14, 37:7); покрых постом душу мою, и положих одеяние мое вретище (68:11.12); быша слезы моя мне хлеб день и нощь (41:4); пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях (101:10). И еще говорит: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (6:7); и еще: очи мои выну ко Господу (24:15); и еще: от всякаго пути лукава возбраних ногам моим (118:101). Слышал ты, как ликовал Давид? Так ликуй и ты, христианин.
Хочешь ли слышать о празднествах, отдыхе, забаве и скаканиях блаженного Павла? Послушаем, братия, что советует блаженный Павел. Послушайте, как убеждает и умоляет, говоря: подражатели мне бывайте, братия (1Кор.11:1). Что же такое сделал Павел, в чем и мы должны подражать ему, чтобы сподобиться одной с ним части? Ибо многие, слышу, говорят: "слушаюсь Апостола; и как он научил, так и делаю". Смотри, что говоришь; не лги, не изменяй своего слова. Если устоишь во истине, то будешь блажен и в нынешнем и в будущем веке. Но подозреваю и боюсь, чтобы тебе не оказаться лжецом: яко умалишася истины от сынов человеческих (Пс.11:2); и вси уклонишася (13:3). Однако же блаженный Павел всех убеждает, говоря: подражатели мне бывайте. Подражай Павлу, христианин. Кто говорит: "принимаю и делаю все, что сказано Апостолом"; кто хочет стать подражателем Павловым, тот не ликует, не веселится, не забавляется на земле. Подражатели мне бывайте, братия. Уже не ликовал ли и Павел? Не играл ли на гуслях? Не пел ли бесовских песен? Да не будет сего!
Поэтому, откуда заняли ликования утверждающие о себе, что соблюдают они учение Апостола? Кто научил сему христиан? Не учили этому ни Павел, ни Петр, ни Иоанн, ни кто другой из богоносных. Научил же сему древний змий, враг истинных христиан, учитель всякой нечистоты. Научивший любодействовать научил и плясать, научивший служить идолам научил и играть. Посему Апостол играющих назвал идолослужителями, говоря: ни идолослужители бывайте, якоже неции от них; якоже есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа играти (1Кор.10:7). Слушайте играющие, лучше же сказать, служащие игралищем: Апостол поставил вас на ряду с идолослужителями. Устыдитесь, наконец, и перестаньте предаваться сему языческому и безбожному беснованию. Не учил сему Павел, не учила и матерь наша Церковь. И вы, которые хотите быть подражателями святых Апостолов, оставьте это идолослужение. Не обманывайтесь, братия; не дело это учеников Христовых, не дело христиан, не дело людей богочестивых, не дело желающих спастись и наследовать жизнь вечную; напротив того, все сие делают язычники, у которых нет никакой надежды на спасение, делают те, которые не имеют у себя пред очами будущей жизни и страха Божия. Еще взывает Павел: ни идолослужители бывайте, якоже неции от них. Кто же это? Очевидно Иудеи. Как же стали они идолослужителями, скажи нам Павел? Седоша людие ясти и пити, и восташа играти. Довольно ли этого, или присовокупить и иное нечто? Но и сего довольно для желающих слышать. Подражатели Павловы поверят Павлу; подражатели Христовы, без сомнения, послушают Его, как говорит Богослов: мы от Бога есмы; иже знает Бога, послушает нас, а иже несть от Бога, не послушает нас (1Ин.4:6).
Приступите, наконец, подражатели Павловы и подражатели Христовы, послушаем, что взывает Павел. Ибо, вот, умоляет он, говоря: подражатели мне бывайте, братие, якоже и аз Христу. Скажи же, блаженный Павел, каким образом может кто-либо стать твоим подражателем? Предложи на среду святое свое учение, поведай нам свои деяния, опиши свою забаву, свой отдых, свои сказания, чтобы нам слышать и подражать тебе. Ибо все знаем, что ты блажен, и будешь царствовать со Христом бесконечные веки. Скажи нам, как подвизался ты и сподобился оной славы? Скажи нам, Павел, чтобы и мы стали подражать тебе, и сподобились с тобою вечных благ. Если ты ликовал, и мы будем ликовать; если ты плакал, и мы станем плакать; если ты постился, и мы будем поститься. Скажи, что делал ты по вере, и будем все это делать. Скажи нам, Павел, как должно жительствовать христианину, чтобы неслушающие тебя постыдились, а верующие сказанному тобою утвердились. Павел отвечает и говорит: Послушествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят, в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от славы Божией (Еф.4:17.18). Отложше лжу, глаголите истину. Солнце да не зайдет во гневе вашем. Ниже дадите место диаволу. Крадый, ктому да не крадет. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (25:29). Где же поющие бесовские песни и утверждающие о себе, что они подражают Павлу? Послушайте взывающего Павла: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию, еже есть благо к созданию, Всяка горесть, и ярость и гнев, и клич и хула, да возьмется от вас со всякою злобою (31). Скажи, Павел,