Покров - один из самых узнаваемых и чтимых образов Пресвятой Богородицы. Эта икона появилась в память о видимых явлениях Пресвятой Богородицы и Ее помощи, покровительства и защиты от врагов.
Перед Покровом Божией Матери читают молитвы, акафист и заказывают молебен:
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть.
Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.
Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори.
Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Царице моя Преблагая, надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержимь есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помоpи ми, яко немощну, окорми мя, яко странна, настави, яко заблуждша, уврачуй и спаси, яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.
Появление иконы Покров Божией Матери связано с событием и праздником Покрова. Этот праздник установлен в честь видимого явления Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви в Константинополе, когда Божия Матерь защитила город от нашествия врагов.
Об этом событии написано в житии святого блаженного Андрея Юродивого. Во время всенощного богослужения перед воскресным днем, когда в храме собралось множество народа, блаженный Андрей удостоился видения. Он увидел Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе и возносящую молитвы ко Господу. Она держала над людьми сияющий плат – мафорий, снятый со Своей головы, как бы покрывая бывших в храме. Богородицу сопровождали Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, святые и ангелы. Произошло это во Влахернской церкви города Константинополя, когда городу угрожали набеги врагов. В этой церкви тогда хранились риза и пояс Пресвятой Девы Марии. Кроме святого Андрея Покров Божией Матери увидел блаженный Епифаний, ученик Андрея. Богородица долго и слезно молилась Господу за людей, а затем исчезла, оставив Свою благодать в храме. Видение это показало, что Пресвятая Богородица заступается за людей, покрывает и защищает их. Вскоре после этого явления враги отступили, и город был спасен от нашествия.
Согласно самой распространенной версии, это произошло в 910 году во время правления византийского императора Льва Мудрого и патриарха Макария, когда Константинополю угрожали мусульмане – сарацины. По другим версиям, это событие могло произойти в 860 году, когда на Византию совершали набеги русы, или в 926 году – болгары.
В России праздник Покрова Пресвятой Богородицы установил святой благоверный князь Андрей Боголюбский в XII веке. Праздник в честь явлений Божией Матери людям и Ее помощи в защите от врагов так полюбился русским народом, что празднуется наравне с двунадесятыми праздниками.
Иконография Покрова Богородицы возникла в Древней Руси, и уникальностью ее является то, что она исключительно русская. Несмотря на то, что само событие Покрова Богородицы произошло в Византии, византийские иконы этого праздника неизвестны. В России образы Покрова Богородицы появились, видимо, сразу с установлением праздника в XII веке и получили широкое распространение как в иконописи, так и в храмовой росписи.
Самый древний образ Покрова Богородицы находится на вратах Рождественского собора Суздаля. Он выполнен золотой наводкой по меди и относится к началу XIII века. Самое раннее изображение Покрова в стенописи – в росписи 1313 года Снетогорского монастыря Пскова. Самые ранние иконы также относятся к XIV веку. Иконография Покрова Богородицы, уже сложившаяся в XIV веке, менялась мало. В ее основе лежит сюжет из Жития святого Андрея Юродивого о чудесном видении Покрова Божией Матери, которое он удостоился видеть во Влахернском храме Константинополя. На иконе в центре изображается стоящая на облаке Пресвятая Богородица, по сторонам от Нее – Иоанн Предтеча, апостолы и святые. В нижней части помещается изображение людей, среди которых – блаженный Андрей, указывающий на Богоматерь своему ученику – отроку Епифанию. Также изображают византийского императора Льва Мудрого и патриарха Макария, при которых, по одной из версий, произошло событие Покрова. Как правило, внизу в центре изображают стоящего на амвоне Романа Сладкопевца с развернутым свитком в руках. Святой Роман Сладкопевец, чья память совершается в тот же день, что и Покров Богородицы, автор многих богослужебных песнопений и акафиста Пресвятой Богородице. Событие Покрова Божией Матери произошло в церкви, поэтому весь фон занимает изображение многокупольного храма.
Известно два извода иконографии Покрова Богородицы. «Новгородский» извод характеризуется тем, что Богоматерь изображена в позе оранты – то есть «молении», с поднятыми руками, а Покров в самом верху держат два ангела. В «суздальском» варианте иконографии Пресвятая Богородицы держит мафорий в руках. В более поздних памятниках иконографии эти изводы часто объединяются – Богоматерь изображается держащей мафорий в руках, и сверху ангелы держат Покров.
С XVII века появился извод иконографии Покрова Богородицы, который назвали «казачий» Покров. На таких иконах в нижней части помещаются изображения людей в казачьей одежде. Это свидетельствует о глубоком почитании Пресвятой Богородицы и Ее покровительства народом, и особенно воинством – казаками.
На современных иконах и в храмовой росписи Покров Божией Матери изображается как правило без других персонажей - только Пресвятая Богородица, Которая распростерла Свой мафорий, называемый еще омофор.
Праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября - в этот день вспоминаются и чудесные явления Самой Богоматери и чтится Ее чудотворный образ.
Заказать молебен