Пресвятая Богородица являет православным людям Свою неизреченную милость и благоволение через чудотворные иконы Свои. Недаром Богородица являла тот или иной образ Свой в наиболее сложные для Православной Церкви или какого-либо народа моменты. Одним из таких чудотворных образов является икона Смоленская (Одигитрия).
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти. Разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.
Этот образ Пресвятой Богородицы прибыл на Русь из Византии. В 1046 году дочь греческого императора Константина IX Мономаха, Анна, вышла замуж за сына Великого князя Ярослава Мудрого - Всеволода. Она и привезла с собой эту икону, как благословение от своего августейшего отца. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах, заложил в Смоленске церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона.
Первое чудо произошло от иконы в 1239 году. Тогда заступничеством Пресвятой Богородицы город был спасен от разорения татарами. Когда полчища врагов под предводительством хана Батыя окружили город, Богородица повелела одному воину сразиться с татарами. Враги видели, что ему помогали юноши, блистающие как молнии и Величественная Жена. Татарское войско пришло в ужас и смятение, и бежало от городских стен. Сам воин, имя которому Меркурий, погиб в бою и был причислен к лику святых мучеников.
После того как Смоленск оказался под властью Великого княжества Литовского, в конце 14 – начале 15 столетия, чудотворная Смоленская икона Божией Матери оказалась в Москве. Святыня была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от Царских врат.
Одна из версий связывает перенесение иконы из Смоленска в Москву с династическим браком дочери великого князя литовского Витовта, Софьи, с великим князем Московским Василием Дмитриевичем. По преданию, княгиня встречалась в 1398 году в Смоленске с отцом. Там князь Витовт и подарил ей несколько икон греческого письма, в том числе и Смоленске икону Божией Матери.
Другая версия говорит, что икону привёз с собой князь Юрий Святославович. Это последний Смоленский князь, изгнанный из города после его захвата литовцами.
Как бы то ни было, смоляне не захотели смириться с отсутствием чудотворного образа. В 1456 году Преосвященнейший Михаил, епископ Смоленский, вместе с наместником и знатными горожанами прибыл в Москву. Делегация просила великого князя Московского Василия Васильевича вернуть икону в Смоленск. Мудрый князь увидел в этом возможность дальнейшего объединения Москвы и Смоленска и согласился вернуть образ. Для Москвы сделали точный список иконы и оставили его в Благовещенском соборе на месте оригинала. А чудотворную Смоленскую икону крестным ходом несли от Кремля до Девичьего поля у старой Смоленской дороги (теперь на этом месте стоит Новодевичий монастырь).
Великий князь Василий Иванович в 1514 году смог отвоевать Смоленск у Великого княжества Литовского. В память об этой победе и был основан Новодевичий монастырь. Монастырский храм был освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. А 28 июля 1525 года состоялось торжественное перенесение списка чудотворного образа из Благовещенского собора в Новодевичий монастырь. Впоследствии икона была украшена богатой ризой, подаренной Борисом Годуновым. Именно благодаря этому драгоценному окладу в 1927 году икону не уничтожили, как множество других святынь, а поместили в Оружейной палате.
В Смоленске также сделали список с иконы в 1602 году и поместили над Днепровскими воротами в крепостной башне. В 1727 году на этом месте была построена церковь.
В 1666 году оригинал чудотворной Смоленской иконы вновь посетил Москву. Архиепископ Варсонофий привозил ее для обновления живописи, которая от времени потемнела.
Во время Отечественной войны 1812 года, епископ Ириней (Фальковский) привез икону в Москву. Там ее поместили в Успенском соборе для поклонения верующих. 26 августа 1812 года, в день Бородинского сражения, москвичи обошли крестным ходом со Смоленской, Владимирской и Иверской иконами Богоматери вокруг Белого города, Кремля и Китай-города. Когда французы приближались к Москве икону перевезли в Ярославль, где она находилась до окончания войны.
Вернувшись в Смоленск, чудотворный образ находился там до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны икона исчезла.
К Богородице перед иконой Ея «Смоленская» прибегают с просьбами:
Молятся перед иконой родители о спасении и вразумлении своих детей.
Акафист иконе хорошо читать во время путешествия, чтобы освятить свой путь молитвой. При желании можно заказать молебен Смоленской иконе. Сделать это можно во многих храмах и монастырях. В дни почитания иконы, а также в местах, где построены храмы в ее честь или находятся чтимые иконы, часто служат молебен с водосвятием. Иногда к чинопоследованию молебна добавляется и чтение акафиста.
В Благовещенском соборе Московского Кремля находится список иконы, датированный 15 столетием. Список конца 16 века помещен в Новодевичьем монастыре в соборе в честь Смоленской иконы. В Казанском соборе Санкт-Петербурга, над надгробием князя Михаила Илларионовича Кутузова помещен список иконы, находившийся на поле боя во время Бородинской битвы.
Смоленская икона Божией Матери относится к иконографическому типу «Одигитрия» (в переводе на русский - «Путеводительница»). Особенностью изображения на иконах этого типа является то, что Богоматерь указывает рукой на Своего Божественного Сына, как на Путь ко спасению. Исследователь иконографии Н. П. Кондаков считал тип «Одигитрия» древнейшим. Этот иконографический тип возник ранее 6 века в Египте и Палестине. А с 6 века иконы этого типа широко распространились в пределах Византии и православного Востока.
Об особенностях иконы, утраченной в 1941 году, сохранилось немного сведений. Известно только, что она была довольно тяжелой. Богородица держит Христа на левой руке. Десница Спасителя поднята для благословения, в левой руке Он держит свиток. На обороте иконы было изображение Распятия на фоне Иерусалима и надпись: «Царь распят». Во время работы над обновлением иконы в 1666 году у Распятия были дописаны предстоящие Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов.
По преданию, первая икона Божией Матери была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В 5 веке она была привезена в Константинополь супругой императора Феодосия Младшего, Евдокией. Икона находилась в монастыре Одигон, а оттуда приносилась во дворец на время Страстной седмицы. Недалеко от обители находился чудотворный источник, в водах которого исцелялись слепые. Насельницы монастыря часто провожали приходящих незрячих к источнику. Поэтому место это стало называться «место вождей», а монастырь - «Одигон», то есть «Путеводитель». От монастыря получила название «Одигитрия» и икона. Однако это название несет помимо топографического и глубокий духовный смысл. Пресвятая Богородица путеводствует верных ко спасению, наставляет их на истинный путь и ограждает от врагов видимых и невидимых.
Заказать молебен