Молебен – это краткое моление к Господу, Пресвятой Богородице, ангелам или святым угодникам. Некоторые молебны бывают приурочены к событию, имеющему общенародное значение: молебен на Новый год, перед началом учебного года. Другие служат по мере необходимости в любое время или по просьбе верующих в их нуждах. Молебен, по традиции, служится в храме. Хотя Уставом не запрещается служить его в часовнях, домах и даже под открытым небом (например, молебен о даровании дождя часто служат прямо в поле).
Вообще о популярности молебнов в жизни христиан можно говорить много. Молебен сопровождает все важные моменты нашей жизни. Если кто болеет – тут же он или его родные спешат заказать молебен «о здравии». Нужно отправляться в путешествие – как же не заказать соответствующий молебен? Мы заказываем молебен перед началом дела, после успешного окончания благодарим Господа и заказываем Благодарственный молебен. Перед началом учебного года школьники считают своим долгом побывать на молитве об учащихся. Тем более надо молиться в сложных семейных обстоятельствах, например, проблемах с рождением ребенка.
Очень важно понимать, что заказать церковное поминовение – не значит автоматически заручиться помощью Господа и Его угодников. Прежде всего, важна личная молитва, вера и стремление жить по Евангелию. А если человек заказал молебен, а сам не только без уважительной причины на нем не присутствует, но и дома лба не перекрестит, то какой прок?
Различают три разновидности молебных богослужений:
Любой молебен начинается с возгласа иерея и пения молитвы Святому Духу «Царю Небесный». Затем произносится ектения, поются тропари на «Бог Господь», запевы, читается Евангелие и в некоторых случаях Апостол. После Евангелия священник произносит сугубую (т.е. усиленную) ектению, на которой перечисляет имена присутствующих и их сродников, чьи имена написаны в записках. После ектении читаются молитвы тем, к кому обращен молебен, произносится отпуст, хор поет «Величание» и все присутствующие прикладываются к иконе. Простой молебен самый краткий.
Молебен с водосвятием отличается от обычного тем, что к обычным молитвословиям присоединяется чин малого освящения воды. Он называется «малым» в отличие от «Великого освящения воды», которое бывает только два раза в год: в Крещенский Сочельник и на праздник Крещения Господня.
Если Вы заказываете молебен с водосвятием, обязательно захватите с собой сосуд с водой для освящения. Для этой цели лучше взять банку, бидон или бутылку с широким горлышком. По чину освящения воды, священник должен погрузить Крест в сосуд с водой, а с узким горлышком это сделать практически не реально. Воду с молебна можно пить в течение дня, добавлять в пищу, окроплять ей жилые помещения, умывать лицо.
Молебен с акафистом - это обычный или водосвятный молебен, к которому добавляется чтение акафиста Господу Богу, Божией Матери, ангелам или святым. Его служат в дни престольных праздников, перед особо чтимыми иконами и мощами, или тогда, когда нужно сугубо помолиться о чем-то.
Чтобы подать церковную записку, надо нарисовать сверху крест, написать "Молебен" и свое прошение (например, о здравии или о даровании ребенка) и имена тех, кому нужна молитвенная помощь. На молебны подаются только имена о здравии, то есть только о живых, крещенных христианах. Молиться и писать записки можно не только за себя, но и за своих близких - детей, друзей, родственников. Если человек крещен, но не верит и не ходит в церковь, за него тоже можно и нужно молиться. Молебен, как и любое другое богослужение в храме - это общая, совместная молитва, поэтому она считается более сильной, чем домашняя. Заказать молебен можно в любом храме, написав записку в церковной лавке, или передав ее онлайн - если есть желание чтоб за вас помолились в нескольких храмах, в монастыре или перед чудотворной иконой, куда нет возможности приехать лично.
По церковной традиции, с молитвами и прошениями обращаются не только к Богу и Божией Матери, но и к святым угодникам, которые при жизни помогали другим людям и после смерти ходатайствуют за нас перед Богом.
Святые праведные Иоаким и Анна своей жизнью показали нам пример смирения, супружеской любви и верности и надежды на помощь Божию. Они, несмотря на долгие годы бездетности, терпя за это насмешки и оскорбления от других людей, не переставали любить друг друга, верить и просить Бога о даровании чада. Поэтому им молятся во всех случаях, связанных с семейной жизнью:
Праведная Анна, мать Пречистой Девы Марии родилась в священнической семье. Ее отец был священником в Вифлееме и происходил из колена Левитина, рода Аарона. Мать ее, святая Анна была родом из колена Иудина. Кроме нее, у родителей было две старших дочери – Мария и Совия. Совия впоследствии родила Елисавету, жену первосвященника Захарии и мать Иоанна Предтечи.
Когда Анна вышла замуж за Иоакима, они поселились на его родине в Галилейском городе Назарете. Супруги вели благочестивую жизнь, соблюдали все заповеди Божии, каждый год жертвовали в Иерусалимский храм две трети от всех своих доходов.
Одно очень огорчало Иоакима и Анну – у них не было детей. В те времена не иметь детей у евреев означало то, что Бог прогневался на семью и отвернулся от нее. Много насмешек пришлось перенести святым супругам от знакомых. Ведь они прожили в браке уже полвека, оба состарились, а детей у них все ещё не было.
Но праведные супруги не роптали на Бога, а только горячо молили Его даровать им ребенка.
Однажды Иоаким, по обычаю, отправился в Иерусалим, чтобы помолиться в храме и принести жертву. Однако священник по имени Рувим, грубо выгнал его и не принял даров, потому что был уверен в том, что перед ним великий грешник, раз Бог не дал ему детей. Старец очень огорчился и даже не захотел возвращаться домой в Назарет, а отправился в пустыню. Он решил прожить здесь сорок суток, соблюдая строгий пост и молясь Богу.
После молитвы он увидел Ангела, который сообщил, что у него будет Дочь, которая станет Матерью Спасителя мира.
В это самое время Анна вышла посидеть под деревом. На нем птицы свили гнездо, в котором пищали птенцы, а родители заботливо кормили их. Это вызвало в Анне сильную печаль. Внезапно и ей явился ангел и сообщил то же самое, что и Иоакиму.
В радости Анна поспешила в Иерусалим, чтобы поделитесь своей радостью. У ворот города она встретила супруга, также поведавшего ей о своём видении. Тогда супруги поняли, что на их дом пришло благословение Божие.
По преданию, Анна зачала во чреве девятого декабря в Иерусалиме. Этот день и поныне празднуется христианской Церковью.
8 (21) сентября в семье праведных Иоакима и Анны родилась Дочь, которую назвали Марией. В честь Ее рождения Иоаким принес в храм богатые дары, а дома устроил великолепный пир.
До трёх лет Юная Отроковица жила с родителями, а затем Ее привели в храм, как и обещали Богу Иоаким и Анна. Там Дева, которой суждено было стать Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, воспитывалась в благочестии.
Через несколько лет после того, как Пресвятая Богородица была отдана на воспитание в Иерусалимский храм, скончался ее отец. Праведному Иоакиму было тогда 80 лет. После его кончины святая Анна переселилась из Назарета в Иерусалим, где непрестанно пребывала при храме рядом со своей Пречистой Дочерью. Через два года, достигнув возраста 79 лет, она мирно почила о Господе.
Праведные Богоотцы Иоаким и Анна были похоронены в Гефсиманском саду. Впоследствии рядом с их могилами похоронили праведного Иосифа Обручника, хранителя девства Пресвятой Богородицы, ее названного супруга. Здесь же апостолы положили и тело Божией Матери после Ее Успения.
Гробницы эти были расположены на краю долины Иосафатовой, между горой Елеонской и Иерусалимом. Сейчас на этом месте построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданнаго породиша нам Иоакиме и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи, Божественная церковь честную вашу память, славящи и Бога воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.
О, святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всяких враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее – препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость. Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека – Внука твоего и Создателя и Господа.
Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека – Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.
Заказать молебен