Наверное каждый из тех, кто считает себя православным христианином, хоть раз в жизни присутствовал на молебне. Само название уже говорит о том, что это «моление», то есть обращение к Спасителю, Богородице, ангелам и святым. Чаще всего, это просьба о помощи в чем-то: в путешествии, в каком-то деле, в болезни, в учебе и т.д. Но и в благополучии нельзя забывать о Боге. Именно поэтому есть особый тип молебна – благодарственный.
В отличие от Литургии, для служения которой необходим престол и антиминс (плат с частицей мощей святого), молебен можно отслужить где угодно, хоть в поле (кстати, именно там зачастую и собираются для молитвы о ниспослании дождя или наоборот солнечной погоды, избавлении от вредителей).
Есть такой сборник «Книга молебных пений», в которой собраны все виды молебнов. Есть молебны, которые служат по уставу в определенные дни, есть те, которые служат по просьбе молящихся (требы).
Сейчас все больше людей обращается за свечной ящик, чтобы заказать молебен. К сожалению, не все из них понимают что это такое и как «работает». Некоторые считают, что достаточно прийти в храм, заказать молебен или несколько, поставить свечей побольше и подороже и все будет хорошо. Нет, Господу не нужны наши деньги, свечи и т.д. Ему нужно только наше сердце.
Поэтому лучше всего самому присутствовать на молебне и усердно молиться.
Молебен может быть совсем коротеньким, простым, а может дополняться чином малого освящения воды или акафистом.
Если служили молебен с водосвятием, то воду нужно хранить в чистой посуде рядом с иконами и другими святынями в доме. Желательно использовать для хранения чистую стеклянную посуду, а не пластиковые бутылки.
Пить молебную воду не обязательно натощак. Ее можно принимать в течение дня, добавлять в пищу, кропить помещения, людей, домашний скот.
На молебне молятся только о живых. Следовательно и записку пишем «О здравии». Вверху необходимо изобразить крест (на печатных бланках, которыми пользуются в большинстве храмов, это изображение уже есть).
Имена нужно писать полные, в родительном падеже. Обязательно убедитесь, что человек, о котором Вы хотите помолиться, крещён в Православии и не состоит в ереси или другой религии.
Имена нужно писать крупным, разборчивым почерком (можно и печатными буквами).
Обычно в одну записку просят писать не более десяти имён. Не потому, что священнику лень прочитать больше или он хочет сэкономить время, а потому что иначе придется писать мелко и читать вашу записку будет сложно. А ведь их бывают десятки, а то и сотни. По этой же причине (ради удобства читающего) не следует писать имена в два и более столбиков, а уж тем более в строчку.
По традиции сначала пишут имена священнослужителей и монашествующих по чину (от высшего к низшему с указанием сана), затем мирских людей. Перед именами детей до семи лет пишут «мл. (младенца). Дети от семи до четырнадцати лет называются отроком или отроковицей.
Также можно писать «болящего», «непраздной» (имеющая во чреве), воина.
Молебен можно отслужить Господу, Божией Матери или любому святому.
На Руси особенно любят Божию Матерь. В самые трудные и, казалось, безвыходные времена Она всегда помогала нам через Свои чудотворные иконы. И до сих пор не прекращается поток исцелений и чудес, до сих пор люди заказывают молебны, читают акафисты перед чудотворными иконами и получают просимое. Среди множества других образов Пречистой Богородицы выделяется Касперовская икона.
Касперовская икона Божией Матери написана на холсте, в отличие от других явленных икон, написанных на доске. Она относится к типу Умиление. На иконе Богородица обнимает Богомладенца двумя руками. Христос же прижимается к щеке своей Матери, обхватив Ее шею пречистыми ручонками. Взгляд Спасителя не по детски серьёзен. Ведь Он знает, что ждём Его впереди.
Знает об этом и Богоматерь, потому и смотрит она на Предвечного Сына с любовью и грустью. Одновременно в Ее взгляде читается покорность воле Божией.
Согласно сказанию, икону Божией Матери привёз в Россию серб, происходивший из Трансильвании (сейчас включена в территорию Румынии). Его родина тогда была под властью турок. Видимо, чтобы избежать гонений и сохранить православие, этот человек и уехал в Россию. Здесь он поселился в Херсонской губернии. Много лет икона передавалась в его роду от отца к сыну. Наконец ее обладательницей стала владелица имения Касперовка Ольвиопольского уезда, помещица Иулиания Касперова. По ее имени и икона получила название Касперовской. К этому времени икона уже сильно обветшала и потемнела, так что невозможно было различить изображение. Но женщина поместила образ в святом углу и ежедневно молилась перед ним.
В 1840 году Иулиания пришлось перенести много испытаний. Она искала утешения и помощи от Божией Матери и часто проводила ночи в коленопреклоненой молитве. Однажды, взглянув после продолжительного моления на икону, она пришла в изумление: потемневшее изображение обновилось и засияло красками. Весть о чудесном обновлении иконы быстро облетела окрестности и люди стали совершать сюда паломничества.
Вскоре стало известно о чудесных исцелениях, происходящих от образа Богородицы.
Вскоре известие об иконе и случаях божественной помощи от нее дошло до Священного Синода. Исследовав все подробности, Синод признал образ чудотворным.
В 1844 году помещица Иулиания Касперова передала икону в местную церковь, там от нее продолжали совершаться исцеления. В 1852 году по просьбе жителей Херсонеса на праздник Вознесения Господня икону Крестным ходом принесли в город. Шествие стало совершаться ежегодно, и эта благочестивая традиция продолжается по сей день.
Во время Крымской войны Одесса была осаждена англо-французской эскадрой. После того, как икону Божией Матери Касперовская крестным ходом обнесли вдоль стен города с усердной молитвой, вражеские корабли внезапно отступили без всяких видимых причин.
С 1936 года чудотворная икона находится в кафедральном Успенском соборе города Одессы.
Праздник в честь Касперовской иконы Пресвятой Богородицы Церковь отмечает 12 июля и 14 октября.
Перед этой иконой молятся о:
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.