Записки на поминовение об упокоении в церкви

Каждый человек нуждается в молитвенной помощи, а особенно – усопшие. Ведь то время, когда можно было молиться и творить добрые дела, для них самих закончилось. Теперь только мы можем помочь им своими усердными молитвами.

Перед погребением над умершим христианином совершается чин отпевания. На 3, 9, 40 день и потом в памятные даты заказываются Панихиды и передаются записки об упокоении на Проскомидию, Литургию и Неусыпаемую Псалтирь.

Записки на поминовение об упокоении в церкви

Панихида

Панихида – это особая заупокойная служба, совершаемая по одному или нескольким умершим. Как правило, панихиды регулярно служат в храмах после Божественной Литургии, читая записки об упокоении, которые подали через свечную лавку, а также на кладбищах в дни поминания усопших. Заказывать панихиду в храме или на могиле принято в дни памяти покойного – дни его рождения, смерти и другие памятные даты.

Почему мы поминаем усопших в 3, 9, 40 день после смерти

Церковь учит нас возносить к Господу особые молитвы о упокоении наших сродников на третий, девятый и сороковой день после кончины. Это связано с учением Церкви о загробном состоянии души.

Третий день

Мы поминаем умерших родственников на третий день после смерти в честь Воскресения Иисуса Христа, которое произошло на третий день после Его крестной смерти, а также в память Святой Троицы.

В сам день смерти и следующий за ним душа человека находится ещё на земле. Она посещает те места, к которым была привязана, где творила добрые и злые дела, испытывала радость и горе. Душа, которая любила и покоила своё тело, иногда находится около того места, где оно положено. А душа добродетельная, ходит по местам, где обычно творила добрые дела.

На третий день после смерти душа, по повелению Господню возносится на небеса, чтобы поклониться Создателю своему. Очень важны молитвы в тот день, когда душа предстаёт перед Праведным Судией.

Девятый день

Церковь установила обычай поминать усопших в этот день в память о девяти ангельских чинах. Ангелы как верные слуги Царя Небесного умоляют Владыку о помиловании душ усопших.

После поклонения Господу в третий день, Ангел берет душу и показывает ей прекрасные обители Рая. В этом состоянии душа находится шесть дней. В это время она забывает ту скорбь, которую испытывала при выходе из тела. Но если при жизни душа любила земные наслаждения, то видя, как блаженствуют в Раю святые, она скорбит и укоряет себя: «Увы мне, несчастной! Я провела время, отпущенное мне для молитвы и покаяния, в беспечности и пустых наслаждениях. Увы мне! Ибо я не удостоилась сей благодати и славы». На девятый день Ангелы снова приводят душу на поклонение Создателю. Душа со страхом и трепетом предстаёт перед Праведным Судией. А Церковь молится усердно Господу, прося Его вселить душу в райские обители.

Сороковой день

Сорокадневный срок известен в истории Церкви как период, необходимый для принятия особого дара Божия, особой благодати. Так, пророк Моисей удостоился беседы с Самим Богом на горе Синай и получил от Него скрижали с десятью заповедями только после сорокадневного поста. Сорок дней странствовали израильтяне по пустыне, пока не достигли Земли Обетованной. Сорок дней Господь пребывал в пустыне в посте и молитве после Своего Крещения прежде чем выйти на проповедь. После же Воскресения, Господь вознёсся на небеса на сороковой день.

Принимая во внимание эти факты, святая Церковь установила совершать поминовение и возносить усердные молитвы об усопшем, чтобы душа его взошла на Небесный Синай, узрела Создателя Своего, достигла обетованного блаженства в земле кротких, в стране вечного веселия.

После вторичного поклонения Творцу Всяческих ангелы отводят душу в ад. Там она наблюдает, как жестоко мучаются грешники, которые не раскаялись в своем беззаконии.

А на сороковой день душа снова возводится к Создателю на поклонение, чтобы услышать решение о том, где она будет пребывать до Страшного Суда. В этот момент душа трепещет и нуждается в особых молитвах. Усердные молитвы и милостыня могут умолить Господа простить грехи умершему.

Среди православных христиан есть обычай поминать усопших в годовщину их смерти. Живые ежегодно празднуют День своего рождения. А смерть для православных христиан есть рождение в иную вечную жизнь

Общецерковные дни поминовения усопших

Помимо частных дней поминовения Церковь установила общие дни, именуемые родительскими субботами. Слово «родительская» указывает на то, что в эти дни люди молятся о упокоении своих родителей. Под родителями здесь подразумеваются не только отцы и матери, но деды, прадеды и все умершие предки (прародители), а также все усопшие православные христиане.

Накануне родительских суббот в храмах совершается особое Богослужение – Парастас. На нем поётся 17 кафизма и некоторые песнопения из панихиды.

Утром на родительскую субботу служится Литургия, на которой также поются заупокойные тропари, произносится заупокойная ектения. А по окончании Божественной Литургии совершается чин панихиды.

В этот день желательно сходить в храм и помолиться там о своих умерших родственниках. Также хорошо сходить на могилку, спеть там литию.

Вселенские родительские субботы

Суббота перед Сырной неделей (Масленицей) и Днём Святой Троицы – это дни, которые установлены Церковью для молитвы о всех усопших христианах. В том числе и тех, чьи тела не удалось обнаружить, кто погиб насильственной смертью.

Мясопустная суббота (перед Масленицей) стоит накануне Недели о Страшном Суде, в которую церковные песнопения напоминают нам о грядущем Втором Пришествии. В этот день Церковь особо молится о тех своих чадах, которые преставились от сего мира и не могут как-то повлиять на свою загробную долю.

Обычай поминать не только родственников, но и вообще всех усопших православных христиан говорит о том, что Церковь едина. И ее тело составляют души не только живых, но и усопших православных христиан.

Троицкая родительская суббота связана с Сошествием Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения. Это событие очень важно для нашего спасения. День Святой Троицы (Пятидесятница) считается Днём рождения христианской Церкви.

В эти две субботы за Богослужением поются особые песнопения, которые не поются более ни на одной службе. Если в этот день случается память святого, то она переносится на следующий день. А если выпадает двунадесятый праздник или престольный праздник храма, то заупокойная служба служится в усыпальнице. А если такой возможности нет, то заупокойное богослужение переносится на субботу или четверг предыдущей недели.

Важно отметить, что на Богослужениях вселенских родительских суббот поминаются в первую очередь вообще все умершие православные христиане, а уже потом непосредственно родители и родственники. А для того, чтобы люди имели возможность помолиться о своих родных, в эти дни служится ещё и великая панихида.

Субботы Великого поста

Поминовение усопших совершается также в субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Такое выделение особого дня для поминовения усопших в дни Великого поста связано с тем, что порядок повседневной службы в пост не предполагает поминания умерших. Эти субботы тоже называют родительскими, но без добавления прилагательного «вселенская», так как в их последовании нет таких особенностей, как в мясопустную и Троицкую родительские субботы.

В родительские субботы Великого поста на утрени и вечерне поминаются умершие сродники, а панихида в эти дни не служится. Также не отменяются и не переносятся праздники святых, которые выпадают на субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста. А если на одну из родительских суббот приходится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, то заупокойная служба не переносится, а просто отменяется.

Подать поминовение об упокоении на пост означает что записка будет читаться на всех службах в течении Великого поста, во время которых можно поминать усопших.

Особые дни поминовения усопших в Русской Церкви

Есть особые дни поминовения усопших, которые отмечены только Русской Церковью. Это Димитриевская родительская суббота, Работница, 9 мая и 11 сентября.

Поминовение в Димитриевскую субботу установлено князем Димитрием Донским в память воинов, положивших души за веру и отечество на Куликовом поле. Впервые заупокойное богослужение в этот день было совершено в Троице-Сергиевой Лавре в год Куликовской битвы накануне дня памяти святого мученика Димитрия Солунского – Небесного покровителя великого князя.

9 мая – в день Победы, Церковь молится о воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также всех пострадавших в фашистских лагерях, невинно убиенных во время карательных операций.

Радоница – день пасхального поминовения умерших, приходится на вторник второй недели после Пасхи, если только в этот день не приходится великий праздник.

Особенности Богослужений Великого поста часто не позволяют совершить поминовение усопших в третий, девятый или сороковой день. Поэтому Церковь выделила особый день после Пасхи, в который в храмах и на кладбищах служат панихиды и литии. В этот день на панихиде помимо обычных заупокойных песнопений поется тропарь и кондак Пасхи.

Как помолиться о усопших

Как уже говорилось выше, в третий, девятый и сороковой день после смерти, также в годовщину и в дни общецерковного поминовения усопших в храмах служится панихида, а на Литургии во время заупокойной ектении читаются записки. Как написать записку о упокоении на Евхаристию?

Сделать это можно как в храме, так и дома, заранее распечатав бланк записки на компьютере.

  • Вверху записки ставится крест. На готовых бланках он обычно уже есть. А затем пишем «о упокоении»;
  • Имена нужно писать полные в родительном падеже: Анны, Виктора, Олега и т.д.;
  • До сорокового дня после смерти человека называют «новопреставленным». Перед именем пишут сокращённо «н.пр.»;
  • В дни памяти покойного – дни его рождения, смерти, именин – перед именем ставят “присноп.” – “приснопоминаемый”;
  • Также как и в записке о здравии пишут «мл». (младенца – ребенок до 7 лет), иерея, епископа и т.д. Перед именами воинов пишется «в.» (воина), а если человек был убит, то «уб.» (убиенного);
  • Подавать на поминовение можно только крещеных православных христиан. Нельзя молиться о некрещеных, иноверцах, самоубийцах.

Поминовение на Проскомидии, сорокоуст, годовое и полугодовое

Усопших, как и живых, поминают на Проскомидии. Проскомидия – первая часть Божественной Литургии, во время которой священник опускает в Святую Чашу с Пречистой Кровью Христовой частички просфор и называет имена усопших. Это поминовение считается самым сильным – за каждое имя в записке вынимается частица. Подавать записку на Проскомидию можно как на одну Литургию (заказная записка), так и на несколько: сорокоуст (на сорок Литургий подряд), годовое и полугодовое поминовение. Это означает, что сорок Литургий, на протяжении шести месяцев или года на каждой Литургии священник будет поминать усопших.

Чтение Псалтири о усопших

В Православной Церкви есть благочестивая традиция читать Псалтирь о упокоении душ усопших мирян и монашествующих. О упокоении священнослужителей читается Евангелие.

Записочку «на Псалтирь» можно подать в монастыре или в некоторых приходских храмах. Поминовение заказывают на месяц, сорок дней, несколько месяцев, год или несколько лет.

Во многих монастырях Псалтирь читается днём и ночью непрерывно, отчего получила название «Неусыпаемой».

В среде благочестивых христиан есть хорошая традиция распределять Псалтирь между родственниками усопшего и прихожанами храма, в который он ходил при жизни. Таким образом, на протяжении сорока дней после смерти каждый день вычитываются все кафизмы.

Псалтирь о новопреставленном читается следующим образом: на каждой «Славе» читается особая молитва, которую можно найти в «Последовании по исходе души от тела»: «Помяни, Господи, в надежди воскресения жизни вечныя…».

Молиться за своих усопших родителей, родственников и всех вообще православных христиан необходимо. Церковь учит, что если мы молимся за грешника, то его положение там немного облегчается и тому есть множество подтверждений от являвшихся с того света усопших. А если почивший сподобился благоволения Божия, то молитвы о нем идут во спасение самих молящихся. Вот почему так важно молиться за усопших в храме и дома.

Стоимость церковной записки

В каждом храме или монастыре за подачу записки установлена сумма рекомендуемого пожертвования - она зависит от того, какое именно поминовение вы заказываете и сколько имен в записке. Если вы подаете записку непосредственно в церковной лавке, но не располагаете необходимыми деньгами - вы можете сказать об этом священнику или работнику храма, и тогда вам скажут пожертвовать столько, сколько сможете.

Подать записку