Даже материальные блага и сохранение жизни во многом зависят именно от умения смириться и перетерпеть то, что нам в тягость. В житии иеросхимонаха Серафима Вырицкого описан такой случай. Будущий старец — в начале ХХ века он был преуспевающим купцом и миллионером — возвращался однажды из длительной заграничной поездки и уже в Петербурге по дороге домой увидел сидевшего на мостовой крестьянина в ветхой одежде, повторявшего:
— Не как ты хочешь, а как Бог даст! Почувствовав, что ему нужно поговорить с. этим крестьянином, Василий Николаевич— таково было мирское имя преподобного Серафима Вырицкого — пригласил его в свою карету и стал расспрашивать. Оказалось, что у крестьянина в родной деревне остались больные тифом семеро детей, жена и отец. Соседи им не помогали и вообще не заходили в их дом, так как боялись заразиться. Решили они продать лошадь и купить на вырученные деньги корову. Лошадь мужик продал, но у него отняли деньги, а так как он был слаб от голода, то и не смог за себя постоять. Вернуться домой с пустыми руками крестьянин не мог. Тогда он в отчаянии сел на мостовую, заплакал и только повторял:
– Не как ты хочешь, а как Бог даст! Василий Николаевич поехал на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил ее продуктами, привязал к ней корову, затем подвел крестьянина к телеге и дал ему в руки вожжи. Тот стал отказываться, не веря своему счастью, на что получил ответ:
— Не как ты хочешь, а как Бог даст! После этого Василий Николаевич приехал к себе домой и вызвал парикмахера. Тот пригласил его сесть в кресло, но будущий старец взволнованно ходил по комнате, повторяя:
— Не как ты хочешь, а как Бог даст! Парикмахер еще раз предложил ему сесть, но снова услышал в ответ:— Не как ты хочешь, а как Бог даст! Тогда парикмахер вдруг упал на колени: — Барин, откуда ты узнал про меня, окаянного? — и признался, что хотел убить его и orрабить.
Конечно, оба описанных здесь случая — дело особого Промысла Божиего. Если мы с вами сядем на мостовую со словами: «Не как ты хочешь, а как Бог даст», в ожидании, когда нам подарят «Мерседес» и кредитную карточку, может статься, что мы ничего не получим. Отметим в этом рассказе лишь две характерные черты. Василий Николаевич встретил крестьянина не в трактире, не под забором и не при попытке повеситься. В самых отчаянных обстоятельствах, не имея даже сил идти дальше, он думал о Промысле Божием, — без ропота, но с полным сознанием, что ни один волос без воли Божией не упадет с его головы. С другой стороны, сам Василий Николаевич, вероятно, думал о том же, когда парикмахер любезно приглашал его сесть. Вспоминается старинный обычай читать в минуты опасности 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго» — не как «православное заклинание», а чтобы привести самого себя в должное расположение духа.
СВЯЩЕННИК МИХАИЛ НЕМНОНОВ
Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»