Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с. Николо-Погост, Городецкого Района Нижегородской области.

Пожертвуйте на храм

Отправьте СМС на номер 3434
текстом: nahram 77 500

где 500 — сумма в рублях
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с. Николо-Погост, Городецкого Района Нижегородской области.

НИКОЛО-ПОГОСТ — ДРЕВНЕЙШЕЕ СЕЛО НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ Древнейшее село Нижегородского Поволжья Николо-Погост, основанное в XII веке, раскинулось прямо напротив Балахны, на высокой... Еще

Россия, Нижегородская обл., улица Базарная 17а, 606514
+79290490777
Священнослужитель
0
Прихожан храма зарегистрированы на сайте Правжизнь
Найти знакомых и общаться
Храм нуждается в вашей помощи
Дорогие друзья!
Братья и сестры о Господе!

Настоятель и прихожане храма просят вашей молитвенной помощи и посильных пожертвований на поддержку храма и прихода.

Для нужд Храма, закупки служебной утвари и облачений необходимы денежные средства.

Пожертвовать

Или отправьте SMS на номер 3434
с текстом: NAHRAM 77 500

где 500 — сумма в рублях

Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»

НИКОЛО-ПОГОСТ — ДРЕВНЕЙШЕЕ СЕЛО НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

Древнейшее село Нижегородского Поволжья Николо-Погост, основанное в XII веке, раскинулось прямо напротив Балахны, на высокой горе, на левом берегу Волги, недалеко от устья Узолы.

В XIII — XIV веках Николо-Погост, бережно сохранив признаки древнейшей истории освоения русскими Поволжья, становится административно-хозяйственным и духовным центром Заузолья.

В Дозорной книге 1591 года говорится, что церковь Николы в селе «древяна, клетцки». Она представляла собой простейший тип русского бревенчатого храма с двускатными кровлями над моленным залом, трапезной и небольшой папертью. Церковь возводили всем приписанным к Погосту миром.

Николо-Погост стоял в древности на дороге из Городца в Нижний Новгород.

Погост получил благоприятные условия для развития благодаря официальному учреждению в 1641 году близ Макарьев-Желтоводского монастыря знаменитой ярмарки.

В начале XVII века в Погосте возвышалось уже два рубленых храма. В 1635 году по ходатайству никольского сельского старосты Митки Частомежельского храмы были подновлены, и в них освящено уже три престола. Не прошло и десяти лет, как в условиях мирной жизни Поволжья и быстро развивающихся экономических связей сложились предпосылки для быстрого торгово-промышленного развития села. Холодный храм в Погосте был срублен уже шатровым, а теплая церковь — клетцкой с отдельно стоящей колокольней. Так возник, как и в других русских землях, погостовый ансамбль.

В XVIII веке Николо-Погост оставался административно-хозяйственным и духовным центром Заволжья. Его приход составлял 440 дворов (жители соседних деревень и починков). Платы за требы и значительные вклады доброхотов позволили церковному причту в середине XVIII века сосредоточить значительные средства и развернуть крупное каменное строительство новых храмов. Инициаторами работ стали старосты заузольских крестьян Гаврила Голованов и Максим Скрыпин.

13 марта 1752 года балахнинец Михаил Иноземцев взялся выполнить подряд: за лето изготовить «в своем сарае... работными людьми и обжечь своими дровами на церковное строение большаго кирпичу 60 тыс., позженнаго краснаго 50 тыс., белаго непрозженнаго 10 тыс., с платой по 1 руб. 25 коп. за тысячу».

Подряд был выполнен, и в зиму 1752 года заузольцы на своих лошадях перевезли кирпич в Погост. Храмы начали строить в центре села, куда сходились дороги из округи: из деревень Суздалевой и Бакуниной, из Бурыковой и Копенной, из Старцевой и Щекиных Гор.

Деревянный шатровый храм Спасо-Преображения разобрали и стали возводить каменный храм ярусного типа.

Строительство Спасо-Преображенской церкви продолжалось 7 лет (с 1753 по 1760 г.), после чего те же каменщики приступили к возведению второго каменного (теплого) храма по типу рубленых «клетцких» церквей.

Строительство теплой Владимирской церкви продолжалось также 7 лет (с 1761 по 1768 г.). Эта церковь с широко расставленными небольшими луковичными главками (пятиглавием) на глухих барабанах, а также ярусная высотная Спасская церковь и расположенная между ними колокольня создали красивый архитектурный ансамбль. Сорокапятиметровая трехъярусная колокольня завершалась стройным шпилем с большим крестом из кипариса. В 1865 году вместо рубленого забора вокруг храмов возвели кирпичную ограду с тремя коваными фигурными воротами это был последний штрих в процессе создания ансамбля Николо-Погоста.

В 1814 году была построена кладбищенская церковь однокупольное каменное сооружение строгой архитектуры. Церковь расположена за селом, отдельно от основного ансамбля.

Архитектурный ансамбль Николо-Погоста, построенный над кручей обрыва, отражаясь в водах Никольского озера и открываясь сказочным видом с Волги, является замечательным памятником художественной одаренности местных каменщиков-мастеров, а сорокапятиметровая колокольня со шпилем, господствуя над обрывом, долгое время отмечала вместе с многоглавием храма центр одного из древнейших сел Нижегородского Поволжья.

Село связано с биографиями многих выдающихся людей России. С 1797 года Погост стал вотчиной полководца и дипломата, фельдмаршала Н. В. Репнина, а после его смерти по дарственной перешел к роду Волконских. В 1809 году село стало владением будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В ходе следствия над участниками декабрьского восстания 1825 года он сумел передать права наследования своей супруге Марии Николаевне. «Прощаюсь навеки с добродетельной и бесценной моей женой и милым моим сыном, поручаю его нежной попечительности матери, а сыну завещанием родительским оставляю быть неизменно утешением и радостью его матери»,— писал князь в своем распоряжении. После того как Мария Николаевна отправилась за своим мужем в сибирскую ссылку, Николо-Погост перешел в управление опекуна ее грудного сына Николая отца княгини, героя Отечественной войны 1812 года, командира Нижегородского драгунского полка Н. Н. Раевскому.

Все это делает судьбу одного из древнейших сел Нижегородского Поволжья Николо-Погоста особо значимой и ценной не только для отечественной культуры, но и для истории России в целом.

Г. П. КРЕКОВА

К сожалению еще никто не рассказал о святынях в этом храме. Если Вам известно о святынях храма, Вы можете добавить их.

Добавить святыню

К сожалению еще никто не рассказал о чудесах в этом храме. Если Вам известно о чудесах храма, Вы можете добавить их.

Добавить чудо