Спасо-Преображенский собор г. Шадринска – уникальный памятник архитектуры конца XVIII века. Строительство первой каменной церкви было значительным событием для Шадринска... Еще
Отправьте СМС на номер 3434
текстом: nahram 77 500
Спасо-Преображенский собор г. Шадринска – уникальный памятник архитектуры конца XVIII века. Строительство первой каменной церкви было значительным событием для Шадринска... Еще
Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»
Спасо-Преображенский собор г. Шадринска – уникальный памятник архитектуры конца XVIII века.
В Шадринском краеведческом музее им. В. П. Бирюкова хранится копия благословенной грамоты, выданной настоятелю Далматовского Успенского монастыря игумену Адаму. В этой грамоте дается благословение Варлаама епископа Тобольского и Сибирского на пожелание священнослужителей Шадринской Преображенской церкви и приходов, вместо деревянной церкви вновь построить каменную трехпрестольную церковь во имя Преображения Господня, Архистратига Божия Михаила, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
«Господа ради благословляем Вам, Иегумену Адаму в оном городе Шадринске вместо деревянной во имя Преображения Господня с означенными пределами особенно каменную церковь обложить. И по обложении велеть строить по подобие прочих, Греко-православных церквей с посвящением, и когда оная церковь совершенно строением окончание приведена, и всем принадлежащим к благочинию церковному потребностями удовлетворена будет, посвящение оной просить особливым представлением святой грамоты… Писано лета Господня 1777 года, сентября 9 дня, у сия грамоты благословенной гербовой нашей печать ».
Строительство первой каменной церкви было значительным событием для Шадринска. Велось оно в два этапа: здание храма – конец XVIII века и колокольня – 1820-1821 гг. Заложил церковь и руководил строительством игумен Адам. Однако довести до конца строительство ему не удалось, он умер в 1782 году.
Собор воздвигнут в стиле сибирского барокко. По внешнему виду он отличался внушительностью размеров и прочностью сооружения. Главная часть увенчана пятиглавым куполом, а западная часть, где помещаются приделы, заканчивалась трехъярусной колокольней. От ворот церковной ограды до колокольни была устроена каменная галерея. В архитектурном ансамбле собора было немало декоративных элементов – колонн, фигурных ниш, сложных карнизов. Все это придавало сооружению красоту и неповторимость.
Собор интересен своей архитектурой и историей. В 1837 году, когда в Шадринск пришла весть о трагической гибели А. С. Пушкина, в Спасо-Преображенском соборе, в одном из немногих храмов России, была отслужена панихида по убиенному поэту. Это событие происходило в период правления городничего Арефьева, поклонника пушкинского таланта.
В 1867 году на средства прихожан был устроен новый иконостас главного храма стоимостью 18000 рублей. По заказу Шадринского купца А. Г. Шишкина, который представлял горожан, академиком живописи Евграфом Сорокиным были написаны несколько образов для иконостаса. Способствовала этому дружба Е. Сорокина с нашим земляком профессором исторической живописи Ф. А. Бронниковым. Евграф Семенович Сорокин всю жизнь занимался исключительно церковной живописью и преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он вместе с Бронниковым участвовал в росписях парижской церкви Александра Невского, Храма Христа Спасителя в Москве. Много таланта и мастерства вложил живописец в иконостас собора, уникальность которого очевидна. В Шадринском краеведческом музее хранятся фотокопии изображений иконостаса дореволюционного периода, а так же письма Ф. А. Бронникова, в одном из которых он писал: «Собор обладает сокровищем, которое не во всякой церкви бывает даже в столицах, и стоит это сокровище десятки тысяч рублей». К сожалению, иконостас не сохранился и неизвестно, где теперь находится эта художественная ценность.
В 1904 году был произведен ремонт собора, колокольни и ограды снаружи. Все стены храма окрашены желтой краской, кровля – малахитовой, ограда была оштукатурена и покрыта известью, а железные решетки окрашены малахитом. Внутри основного храма и его алтаря в 1907 году была произведена живопись художником В. И. Звездиным стоимостью 1550 рублей.
Среди святынь собора были частицы мощей св. прав. Симеона Верхотурского Чудотворца, свв. мучеников Игнатия и Вениамина. Каким образом и когда собор получил их - неизвестно. Частицы этих мощей покоились в серебряных ковчегах, которые были поставлены в двух особо устроенных в 1894 году киотах, установленных около иконостасов придельных алтарей. Эти киоты имели вид небольших часовенок. Также в соборе был список чудотворной Киево-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы в окладе.
Население города отличалось любовью не только к церковному благолепию, но и к благолепию церковного богослужения. Для верующего человека, проникнутого горячей любовью к церковным службам, составляет великую радость и утешение иметь среди клироса достойных служителей, обладающих всеми данными для совершения богослужения. В начале ХХ века по ходатайству прихожан Спасо-Преображенского собора Его Преосвященством был переведен штатный дьякон кафедрального Екатеринбургского собора. Дьякон Вячеслав Успенский обладал хорошим голосом, скромными манерами и умением держать себя при служении подобающим образом, вполне соответствующим святости храма. Новый дьякон был встречен шадринским населением с чувством полного удовлетворения и глубокой признательности Архипастырю за отзывчивое отношение к нуждам соборного прихода. Свою благодарность владыке приход выразил телеграммой за подписью соборного старосты Ветошева: «Прихожане Спасо-Преображенского собора имеют счастье вторично благодарить Ваше Преосвященство за Ваше истинное отечески пастырское отношение к их просьбам. Молим Всевышняго, да ниспошлет Вам свои милости на многия лета».
В 1917 году в штате Спасо-Преображенского собора числился протоиерей, 2 священника, 2 дьякона, 3 псаломщика, прихожан мужского пола – 3563 человека, женского пола – 3875 человек.
В январе 1918 года вышел декрет об отделении церкви от государства. В 1920-е годы по всей стране прокатилась волна процессов по вскрытию мощей святых угодников. Не миновала эта участь и город Шадринск. 30 января 1928 года в Спасо-Преображенском соборе было произведено вскрытие частицы мощей св. прав. Симеона Верхотурского. Вот как описан этот факт в акте комиссии под председательством начальника Окрадмотдела Власова: «Мощи помещались в особом ларьце, перед иконой названного святого, коробка эта именуется «ковчежцем»… Ковчежец лежит на деревянной подставке – коробке, темного цвета, покрытой разнообразными уральскими камнями. Извлечение косточки и кусочка дерева производилось собственноручно настоятелем этого собора - священником Успенским в присутствии упомянутых в акте священников. По окончании обследования кусок кости и дерева Успенским снова был положен на прежнее место».
5 марта 1930 года президиумом горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было принято решение о снятии колоколов с церквей города и передаче их в фонд индустриализации страны.
В 1930 году в городе было проведено обследование нескольких церквей. В заключении по результатам обследования говорилось: «В Спасо-Преображенском соборе служба проходит ежедневно, по списку верующих 107 человек, которые исключительно из прилегающих к городу деревень. В непраздничные дни посещение собора 1-2 человека в день, в праздники, в воскресные дни от 5 до 15 человек. В дальнейшем содержание храма невозможно, как в материально-финансовом отношении, так и в части сокращения посещения его верующими». В 1933 году вновь было проведено обследование собора: «Изношенность здания 90%, для дальнейшего обслуживания собор не годен. Религиозное общество распалось, так как служба в соборе не производится с 1931 года и церковного совета нет». Президиум Шадринского райисполкома от 30 октября 1933 года принял постановление о закрытии собора. Все находящиеся ценности и иконостас были переданы государству. При снятии колоколов, один из них отклонился и разрушил часть южной стены колокольни, после чего она полностью была снесена.
После закрытия собора он не был задействован до 1942 года. Когда началась разборка кровли, шадринский краевед В. П. Бирюков послал телеграмму на имя И. В. Сталина. Благодаря этому было предотвращено дальнейшее разрушение памятника.
В здании собора в военные и послевоенные годы размещалась колония. По легенде, бытующей в городе, маршал Советского Союза Г. К. Жуков, проезжая мимо собора, приказал перевести колонию в более подходящее место. Ее перевели в бараки, только что освобожденные интернированными немцами.
В период с 1949 г. по 1976 г. в здании собора размещался краеведческий музей.
В 1960 году здание Спасо-Преображенского собора внесено в реестр объектов федеральной собственности как памятник архитектуры XVIII века.
В 1967 году были приняты меры по реставрации здания, выделены средства. Реставрационные мероприятия были вновь возобновлены в 1976 году, работали студенческие отряды Свердловского института.
Возрождение собора, как действующего храма произошло в сентябре 1989 года. Решением Совета по делам религии при Совете министров СССР была зарегистрирована религиозная община Русской Православной церкви в г. Шадринске с передачей ей в пользование здания собора. Верующим пришлось приложить много сил, терпения и настойчивости. 21 ноября 1989 года в один из престольных праздников в Спасо-Преображенском соборе после стольких лет запустения и разрухи прошла первая Божественная Литургия. Реставрационные работы на тот момент были выполнены только снаружи здания. Православная община начала работы по восстановлению интерьера практически с нуля. Интерьер собора восстанавливался в течение 15 лет: сначала боковые приделы с иконостасами, а затем и главный алтарь в честь Преображения Господня. На сегодня сделано все, кроме росписи стен. В 2000 году был освящен главный алтарь собора, где под престол положена частица мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского.
В 2004 году администрация города получила финансовую помощь от правительства на восстановление входного портика. На эти средства восстановлена западная часть здания и благоустроена прилегающая территория. Для полного восстановления храма не хватает колокольни, что при благожелательном отношении федеральной и местной власти вполне может быть возможно в обозримом будущем. В дореволюционном Шадринске первый удар колокола давал собор, за ним – городские и уездные колокольни. Учитывая разнообразие колокольных звонов, количество колоколен в Шадринске и его окрестностях, можно представить себе величие звукового образа православного города.
К сожалению еще никто не рассказал о чудесах в этом храме. Если Вам известно о чудесах храма, Вы можете добавить их.
Добавить чудоУ храма не активная функция заказа поминовений
Храм не участвует в молитве по соглашению
Расписание не заполнено