Свято-Александро-Невский храм в Авдотьино г.Донецк

Пожертвуйте на храм

Отправьте СМС на номер 3434
текстом: nahram 77 500

где 500 — сумма в рублях
Свято-Александро-Невский храм в Авдотьино г.Донецк

Документов по истории Александро-Невской церкви после 1917 года сохранилось немного, по ним видно, что церковь разделила участьдругих православных храмов при... Еще

Украина, Донецк, Комсомольцев-Подпольщиков 40, 83069
Священнослужитель
1
Прихожан храма зарегистрированы на сайте Правжизнь
Найти знакомых и общаться
  • Являюсь прихожанином
  • Расписание богослужений
  • Молитва по соглашению
  • Заказать поминовение
  • Сделать пожертвование
Храм нуждается в вашей помощи
Сбор средств на строительство верхней части храма, сводов и перекрытий
Сбор средств на строительство верхней части храма, сводов и перекрытий
«Радуйся, многи храмы Божии, безбожными разоренныя, обновивый» ( из Акафиста святому благоверному князю Александру Невскому Икос 10)Взрыв не разрушил, пули прошли насквозь, фотоаппараты внезапно разр...
Собрано 43 882 р.
Требуется 900 000 р.
Осталось 856 118 р.
Собираем средства на 2 подсвечника
Собираем средства на 2 подсвечника
В храме не хватает подсвечников, поэтому собираем средства для двух подсвечников напольных для храма
Собрано 34 357 р.
Требуется 32 200 р.
Осталось 0 р.

Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»

Документов по истории Александро-Невской церкви после 1917 года сохранилось немного, по ним видно, что церковь разделила участьдругих православных храмов при советской власти. В марте 1922 года у священника были отобраны бланки, печати и штампы, описано все церковное имущество. В мае-июне того же года, во время изъятия церковных ценностей для помощи голодающих церковь потеряла все изделия из серебра – всего более 74 фунтов, на сумму 1246 рублей. А предположительно в 1937 году церковь была взорвана. По словам очевидцев, взрывали дважды. Так как в первый раз взрывчатку заложили посередине храма, поэтому при взрыве здание церкви поднялось в воздух и опустилось на прежнее место. Во второй раз закладывали взрывчатку в стены, и храм разнесло в разные стороны. Господь и в этом случае явил свою безграничную милость – взрывы не повредили фундамент святыни, который чудом сохранился до наших дней.

Религиозная община возобновила свою деятельность только в 1942 году, во время фашистской оккупации. Захватчики рассчитывали на поддержку Церкви, разрешив людям свободно совершать богослужения,они тем самым хотели обрести благосклонность у местного населения. Планы оккупантов не оправдались. Но эта временная религиозная оттепель подняла дух страждущего народа. Этот период истории нашего прихода связанс именем протоиерея Евдокима Пальчевского, который нам всем служит примером жертвенного служения ближнему.

С приходом советской власти протоиерея Евдокима Пальчевского и других священников обвинили согласно «Выписки из протоколаОсобогоСовещания при НКВДСССР № 44» от 18 ноября 1944года в «измене родине и антисоветской агитации». А по сути, все обвинения сводились к тому, что он служил во время фашистской оккупации. Его приговорили к заключению (ст.54-1-а, 54-10 ч.2 УК УССР) «в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 февраля 1944 года». Срок батюшка отбывал в Караганде в неимоверно тяжелых условиях. В лагере он полностью ослеп. И не дожив до освобождения всего несколько дней отошел ко Господу 8 февраля 1952 года. Место захоронения отца Евдокима неизвестно.

В апреле 1990 года протоиерей Евдоким Пальчевский был реабилитирован Судебной Коллегией Верховного Суда УССР. На сегодня отец Евдоким числится в списках исповедников русских, составленных Московским Свято-Тихоновским богословским университетом.

После ареста отца Евдокима бывшую сторожку церкви приспособленную для богослужения не закрыли и там продолжалось служение. В 1946 году ее достроили и отремонтировали. В ней совершалась служба до февраля 1963 года, когда за одну ночь она была снесена.

В 1993 году Свято-Александро-Невский приход вновь возобновил свою деятельность. В 2002 году приходу было передано здание бывшего дома быта, в котором, после капитального ремонта,до сегодняшнего дня регулярно совершаются богослужения.

К сожалению еще никто не рассказал о святынях в этом храме. Если Вам известно о святынях храма, Вы можете добавить их.

Добавить святыню

К сожалению еще никто не рассказал о чудесах в этом храме. Если Вам известно о чудесах храма, Вы можете добавить их.

Добавить чудо

История храма

ИсторияСвято-Александро-Невского прихода

в поселке Авдотьиног.Донецка.

«Радуйся, многи храмы Божии, безбожными разоренныя, обновивый»

( из Акафиста святому благоверному

князю Александру Невскому Икос 10)

Первое упоминаниепоселка Авдотьино относится к концу XVIII в. В Ростовском областном госархиве хранится дело о межевании границы между Областью Войска Донского и Екатеринославской губернией летом 1796 года, в котором числится деревня Авдотьино генеральс-адъютанта Данилы Давыдовича Мандрикина.

Основателем дворянского рода Мандрикиных является выходец из Запорожской Сечи Андрей Мандрика. Его сыновья, Пантелеймон, Кирилл и Давид, приобрели земли в Новороссийской губернии, впоследствии преобразованной в ряд губерний, в том числе в Полтавскую и Екатеринославскую. Давид Мандрика с братом Кириллом купил лес возле реки Орели и в 1765 году основал Мандрикино (Убежище). У Давида Андреевича было четверо детей: София (р. 1768 г.), Даниил (р. 1771 г.), Ксения (р. 1772 г.) и Василий (р. 1778 г.).

Данила Давыдович родился в 1771 году. В десять лет отправился на военную службу, приписав себе в метрике 3 года. Он попал в штаб Александра Васильевича Суворова, и генералиссимус сделал его своим секретарем и адъютантом. В своих письмах великий полководец не раз упоминал самоотверженность и доблесть подчиненного.Мандрикин был отмечен орденом святого князя Владимира и святого Георгия 4-й степени. Состоя при Суворове, Данила занимал большую должность, имея офицерский чин.

С приходом на престол сына Екатерины Великой для Александра Васильевича Суворова наступила опала, а для его подчиненных – темные дни. Подполковнику Мандрикину предложили отправиться на новое место службы в оренбургские степи. Молодой офицер отказался и подал в отставку, которая была принята 18 марта 1797 года.

В начале XIX века Авдотьино стало собственностью брата Данилы Василия Мандрикина. Василий Давидович родился в местечке Царичанка Полтавской протопопии Новороссийской губернии. Службу он начал в Лифляндском егерском корпусе сержантом. В 18 лет получил чин корнета, находясь на службе в Харьковском легкоконном полку. В 1797 году переведенв Астраханский драгунский полк. Дважды отличился в сражениях у Измаила, за что пожалован орденом Святой Анны 3-йстепени. В конце 1808 года произведен в майоры. В январе 1811 года переведен в Кинбурнский драгунский полк, где и прошли его последние 11 лет военной карьеры. По результатам сражения против войск Наполеона возле Фер-Шампенуазе (победа в этом сражении открыла русским войскам дорогу на Париж) в марте 1814 года награжден орденом святого Владимира 4-й степени с бантом. В марте 1821 года уволен в отставку в чине подполковника.

Село и близлежащие к нему населенные пункты входили в приход Николаевской церкви, расположенной в отдаленном от них селе Григорьевке (ныне Ленинский район г. Донецка). Отсутствие хороших дорог затрудняло сообщение с Григорьевкой, особенно в дождливую погоду. Кроме того, небольшая Николаевская церковь не вмещала верующих всего прихода. Учитывая это, Василий Мандрикин в 1838 году обратился в Бахмутское духовное правление с просьбой разрешить строительство каменной церкви в принадлежащем ему селе Авдотьино. Просьба была удовлетворена. Василий Мандрикин должен был в течение трех лет построить на свои средства каменную однопрестольную церковь на 500 верующих и обеспечить ее землей.

В 1842 году церковь была построена и освящена в честь великого князя Александра Невского. При церкви была каменная колокольня, звон которой разносился на большое расстояние степной округи.

После смерти Василия Мандрикина, точная дата которой неизвестна из-за отсутствия документов, земли с селом Авдотьино унаследовали дочери – Мария Васильевна Туткевич (по мужу) и Дария Васильевна Мандрикина (1833-1889 гг.). О церкви продолжала заботиться Дария Васильевна. В 1858-1883 годах на нужды храма ею было пожертвовано 7 110 рублей серебром.

Александро-Невской церкви принадлежало 120 десятин земли, но «к сенокосу и хлебопашеству» пригодной было только 3 десятины, прилегающих к речке Кальмиус. Остальная земля была глинистой, поэтому церковным причтом не использовалась и не приносила никаких доходов. Церкви принадлежало два дома. В одном доме жил священник со своей семьей, а в другом – семьи дьяка и псаломщика. Возле домов не было никаких хозяйственных построек. В быту «терпели во всем неудобства», как записано в архивном документе об Александро-Невской церкви за 1858 год. Эта же архивная описьсообщает, что в 1858 году в селе Авдотьино проживало 288 мужчин и 281 женщина. К приходу относилисьжители села Обильное, деревень Григорьевка и Богодаровка, хуторов Сухановка и Софиевка.

Стараниями Дарьи Васильевны Мандрикиной в октябре 1861 года была открыта церковно-приходская школа, которая просуществовала до 1917 года.

Умерла Дария Васильевна 6 мая 1889 г. Учитывая общественное положение умершей, на похороны съехалось духовенство окрестных приходов и помещики окрестных волостей. Похоронена она была в фамильном склепе под церковью, где был уже похоронен брат строителя храма Даниил Мандрикин (+1854 г.). После смерти Дарии Васильевны Мандрикиной родовые земли перешли к детям и внукам сестры – Марии Васильевны, в замужестве Туткевич (+1868 г.).

С 1868г. по 1906г.настоятелем церкви в Авдотьино былпротоиерей Ярослав Богданович, при котором приходская жизньдостигла своего расцвета. В 1868 году, после окончанияЕкатеринославской духовнойсеминарии, 23 лет от роду, он был направлен на приходАлександро-Невской церкви и прослужил здесь почти 40 лет. За свою долголетнюю службу отец Ярослав одновременно выполнял много других поручений и занимал разные выборные должности. Был следователем 3 округа благочиния Бахмутского уезда, членом наблюдательной комиссии по открытию и благоустройству церковно-приходских школ был учителем и законоучителем Авдотьинской церковно-приходской школы, избирался членом миссионерского комитета 3 округа благочиния, членом благочиннического совета 3 округа церквей Бахмутского уезда. Отец Ярославимел различные награды за усердные труды на благо Церкви. Умер в октябре 1906года в возрасте 61 год и был похоронен в церковной ограде села Авдотьино.

При церкви в октябре 1861 года была открыта церковно-приходская школа. Её окормлял священник прихода и обучалось чуть больше 20 учеников, мальчики в возрасте от 8 до 13 лет. В основном это были дети крестьян. Располагалась школа в частном доме и просуществовала до 1917 года.

Александро-Невскаяцерковьбыла не только храмом, в котором совершалось церковное богослужение. Церковь также регистрировала актыгражданского состояния: рождение, брак и смерть. Ведение приходских метрических книг стало обязательным с первой четверти 18 века. Записи в книгах делали священники. По истечении каждого месяца и года делался статистическийподсчет записей. При этом обязательно указывалась причина смерти умерших. Например, в метрической книге за 1889 года имеется актовая запись о смерти землевладелицы, дворянки, дочери подполковника Мандрикиной Дарьи Васильевны. Умерла она 6 мая в возрасте 56 лет, от бронхита. Смерть наступила внезапно, поэтому она не успела исповедаться. Записи в метрических книгах Александро-Невской церкви велись с 1841 года. К сожалению, сохранились они не полностью. В Государственном архиве Донецкой области хранятся актовые записи о рождении браке и смерти за 1864-1884, 1887-1907 и 1910-1918 годы. Большой интерес представляют исповедные ведомости этой церкви. Приходские священники обязаны были составлять ежегодные пофамильные списки исповедавшихся. Все население разбивалось на составные группы, а внутри этих групп – по полу с указанием возраста и состава семьи. Такая форма исповедной ведомости сохранялась до 1917 года. Исповедные ведомости поАлександро-Невской церкви сохранились за 1871-1905годы. По другим церквям они утрачены полностью.

С 1896 году имением Авдотьино владела княжна Ольга Анатольевна Долгорукова (1881-1954 гг.), внучка Марии Васильевны, дочь Марии Яковлевны Туткевич (в девичестве) и князя Анатолия Михайловича Долгорукова (1844-1926 гг.), сестра которого была второй женой Императора Александра II.

Документов по истории Александро-Невской церкви после 1917 года сохранилось немного, по ним видно, что церковь разделила участьдругих православных храмов при советской власти. В марте 1922 года у священника были отобраны бланки, печати и штампы, описано все церковное имущество. В мае-июне того же года, во время изъятия церковных ценностей для помощи голодающих церковь потеряла все изделия из серебра – всего более 74 фунтов, на сумму 1246 рублей. А предположительно в 1937 году церковь была взорвана. По словам очевидцев, взрывали дважды. Так как в первый раз взрывчатку заложили посередине храма, поэтому при взрыве здание церкви поднялось в воздух и опустилось на прежнее место. Во второй раз закладывали взрывчатку в стены, и храм разнесло в разные стороны. Господь и в этом случае явил свою безграничную милость – взрывы не повредили фундамент святыни, который чудом сохранился до наших дней.

Религиозная община возобновила свою деятельность только в 1942 году, во время фашистской оккупации. Захватчики рассчитывали на поддержку Церкви, разрешив людям свободно совершать богослужения,они тем самым хотели обрести благосклонность у местного населения. Планы оккупантов не оправдались. Но эта временная религиозная оттепель подняла дух страждущего народа. Этот период истории нашего прихода связанс именем протоиерея Евдокима Пальчевского, который нам всем служит примером жертвенного служения ближнему.

Пальчевский Евдоким Михайлович родился в 1886 году в селе Никитово-Зайцево Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (в районе современного города Артёмовска Донецкой области). Окончив по первому разряду в 1907 году Екатеринославскую духовную семинарию, женившись и послужив псаломщиком, был рукоположен в сан священника. В 1909 году отец Евдоким был направлен на свой первый и единственный приход в наше село Авдотьино.

Именно на долю батюшки выпали страшные годы безбожия. Как он пережил изъятие церковных ценностей, осквернение алтаря, разрушение храма известно только Господу нашему. Мы можем только догадываться… Крепкая вера, молитва и упование на милость Божию помогли священнику. Оглядываясь назад, понимаешь, что Господь Своей милостивой десницей в те страшные годы промыслительно сохранял своего служителя для будущего подвига.

После закрытия храма священнику как кормильцу надо было как-то содержать жену и детей. Батюшка был образованным человеком и устроился счетоводом в местный колхоз. Когда же в 1942 году немцы разрешили открывать храмы, батюшка возобновляет свое служение. Храм разрушен,совершать богослужение было негде, поэтому общими усилиями изнеможенный и духовно осиротелый люд приспосабливает сторожку под церковное сооружение.

Военное время – голод, холод, скорбь. А верующие сносят сохраненные иконы в храми возносят ко Господумолитвы о своих воинах живых и убиенных. «Друг друга тяготы носите…» так по словам Евангелияотец Евдоким и совершал свое крестное служение ради людей.

Как свидетельствует послужной список батюшки, с ноября 1942 года, он назначается благочинным Сталинского, Авдеевского, Старобешевского, Ольгинского и Волновахского округов. Батюшка понимал всю хрупкость своего положения, но по-другому он не мог поступить в следовании за Христом.На его плечи ложится открытие храмов и возобновление богослужение в этих районах.

С приходом советской власти протоиерея Евдокима Пальчевского и других священников обвинили согласно «Выписки из протоколаОсобогоСовещания при НКВДСССР № 44» от 18 ноября 1944года в «измене родине и антисоветской агитации». А по сути, все обвинения сводились к тому, что он служил во время фашистской оккупации. Его приговорили к заключению (ст.54-1-а, 54-10 ч.2 УК УССР) «в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 февраля 1944 года». Срок батюшка отбывал в Караганде в неимоверно тяжелых условиях. В лагере он полностью ослеп. И не дожив до освобождения всего несколько дней отошел ко Господу 8 февраля 1952 года. Место захоронения отца Евдокима неизвестно.

В апреле 1990 года протоиерей Евдоким Пальчевский был реабилитирован Судебной Коллегией Верховного Суда УССР. На сегодня отец Евдоким числится в списках исповедников русских, составленных Московским Свято-Тихоновским богословским университетом.

Внашем храме 8 февраля в день приставления батюшки совершается панихида, на которой присутствуют родственники приснопоминаемого.

Вернемся к истории храма. После ареста отца Евдокима бывшую сторожку церкви приспособленную для богослужения не закрыли и там продолжалось служение. В 1946 году ее достроили и отремонтировали. В ней совершалась служба до февраля 1963 года, когда за одну ночь она была снесена.

В 1993 году Свято-Александро-Невский приход вновь возобновил свою деятельность. В 2002 году приходу было передано здание бывшего дома быта, в котором, после капитального ремонта,до сегодняшнего дня регулярно совершаются богослужения.

В храме есть особо чтимая икона Божией Матери «Прибавление ума», перед которой каждую субботу совершается молебен с акафистом. А также на нашем приходе почитаетсясвятая блаженная Матрона Московская. Специально для нашего храма была написана иконописцем икона святой Матроны и вставлена частица её мощей. Икона украшена «подарками» благодарных людей за чудесную помощь святой Матроны в самых разных ситуациях.

Архитектором г.Донецка Константином Кожиным сделан проект храма, который будет копией разрушенного, а также других зданий, которые будут составлять единый храмовый комплекс.

В декабре 2006 года в разрушенном склепе при восстановительных работах было обнаружено захоронение Мандрыкиных и обретены останки Данилы Мандрикина, секретаря и адъютанта А.В.Суворова. Его прах был обнаружен при раскопках фундамента и будет перезахоронен на прежнем месте по восстановлении склепа.

Как добраться

Где разместиться

Памятка паломнику