Талмуд (евр. — учение) — собрание трактатов, в которых содержатся толкования на Тору (Пятикнижие Моисея), религиозно-нравственные и правовые нормы иудаизма, а также предания. Обширный материал, вошедший в Талмуд, начиная примерно с 4 в. до Р.Х. формировался в виде устной традиции. В первой половине II в. по Р.Х. он был записан в 63-х трактатах, распределен по 6 разделам и составил единую книгу, получившую название Мишна (евр. — повторение).
В Талмуде запечатлелся тот тип религиозности, который получил позже наименование «законничество». Насколько порой формальным был подход к важнейшим заповедям можно судить по одному из трактатов, который называется «Беца» (Яйцо). В начале его обсуждается вопрос: что делать с яйцом, которое курица снесла в праздник (йом-тов), нарушив предписанный в этот день покой. Школа раввина Гиллеля была против употребления такого яйца. Школа раввина Шаммая дозволяла его в пищу.
Позже собрание комментариев еврейских законоучителей составило еще одну книгу — Гемара (арам. — завершение). Талмуд представляет собой соединение Мишны и Гемары. По месту составления различают Талмуд Иерусалимским и Вавилонский. Последний является более обширным и завершенным.
Талмуд не является частью Ветхого Закона. Моисей предостерегал: «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Вт.4:2). Великий пророк предвидел таящуюся здесь опасность. Постепенно к данному Богом Закону фарисеи и книжники прибавили множество постановлений, предписаний и запрещений. Например, запрещалось в субботу создание нового предмета путем соединения (сшивания, склеивания) и разъединения. Под это последнее ограничение подпали ученики Иисуса, когда они, идя в субботу засеянными полями, срывали колосья (Мф. 12, 1–2). Господь обличает иудейских законоучителей «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8).