Наша земная жизнь временна и не является самоцелью. Она дана нам, чтобы приготовиться к жизни вечной. Окончательно загробная участь человека (быть ли в райских селениях с праведниками или в месте мучений) определится на Страшном суде: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). «Все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10).
До Суда человек проходит испытание. Одних Бог испытывает бедностью. Удел этот не легкий. От бедного требуется не озлобиться, не завидовать, не унывать. И, конечно, не пожелать чужого. Бедный должен с полным доверием к Богу принять свой жизненный жребий, уповать на Господа и верить в небесную награду.
Других Бог испытывает богатством. Это испытание является более тяжелое, чем первое. Многие его не выдерживают. Важно, чтобы богатство не овладело человеком, не подчинило себе его сознание и сердце; чтобы не родилась в нем пагубная мысль о своем превосходстве. Богатый должен понимать, что имение дал ему Бог, и дал не для того, чтобы он жил лучше других, а обладал возможностью спасаться, совершая дела милосердия и благотворительности. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,» (1 Тим.6:17–18). Святые отцы, продолжая мысль апостола, говорили богатым: то, что вы имеете, вашим является только по узким человеческим меркам. В действительности же это Божие, и Господь дал вам великие возможности спасаться, являя жертвенную любовь. Всемогущий Господь силен в короткое время всех обуть и накормить, но потому и попущена нищета в этом мире, чтобы богатые имели возможность спасаться.
Служит ли человек Богу или мамоне определяется не размерами имения, а только состоянием сердца. Богатый бывает щедрым и свободным от страсти сребролюбия, а неимущий может быть корыстолюбивым. Заповедь жертвенной благотворительности обращена ко всем. Евангельская вдовица, положившая в сокровищницу две последние лепты, за свой подвиг получила высшую награду — ее похвалил Спаситель.
Относительно жизненной необходимости надо определенно сказать, что это оценки здесь весьма субъективны. Потребности очень динамичны. Психологи знают, что на базе удовлетворенной потребности рождается новая.