Уставы церковные формировались в разных монастырях. Поэтому постепенно возникло различие в традициях. Устав поста в первую седмицу Великого поста сложился в древних обителях, где людям было по силам совершать подвиги не только телесные, но, прежде всего, духовные. Одна из самых главных целей монашеской жизни — смирение. Телесное воздержание для смиренного является средством стяжания других добродетелей. В наше время смирение у людей найти трудно. Если сейчас человек будет пытаться воздерживаться как древние подвижники, то в нем не останется и тени смирения. На опасность телесных подвигов в наше время указывал святитель Игнатий (Брянчанинов). Пост нужно соблюдать обязательно, но по силам. Здоровье людей не одинаковое. То, что для крепкого не требует усилий, для немощного будет подвигом.
Устав поста Страстной седмицы по строгости близок к первой. Первые три дня без елея и варенной пищи. Реально в наше время в эти дни вкушают отварные овощи без елея, что вполне соответствует условиям нашей жизни. Великий четверг — день молитвенного воспоминания первой евхаристии. Разрешается елей. В Великую пятницу не вкушаем до вечерни и совершения чина выноса святой Плащаницы. Вечером можно вкушать как в первые три дня Страстной седмицы. В Великую субботу воздерживаемся от елея.