Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен в воскресенья и в дни святой Пятидесятницы. «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I Вселенского Собора). Также VI Вселенский Собор определил: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило).
Из приведенного постановления видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие. Почему именно после вечернего входа? В древности основные службы точно соответствовали времени суток. Так как день в Церкви начинается с вечера, то первая служба суточного круга была вечерня. Началом нового дня считался вечерний вход, после которого пелось умилительное песнопение Свете тихий. По мнению выдающегося литургиста проф. М. Скабалановича, эта «песнь заключает в себе вызываемое появление вечернего света и благодарность за дожитие до него, прославление через Христа Святой Троицы и Его Самого… Свете тихий рядом с великим славословием и Сподоби Господи — древнейшая христианская песнь. Она приводится в Александрийском кодексе Библии V века. Это типичная христология I–II веков» (Толковый Типикон. К., 1913. Вып. 2. С. 132–133). Затем произносится Сугубая ектения, а потом Сподоби Господи — молитва провести безгрешно наступивший вечер (следовательно, и новый день). Затем идет Просительная ектения, с которой собственно и начинается вечернее моление: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.