Такая возможность абсолютно исключается. Икона и настенная храмовая роспись художественным языком выражают догматическое, литургическое и духовно-нравственное учение Церкви. Будучи святыней, иконописное изображение несет незримую благодать Божию молящимся. Чем ближе по своей жизни иконописец к благочестию, тем духовней его творения. Эту истину открывает нам история иконописи. Первым иконописцем был евангелист Лука, написавший наиболее чтимые иконы Божией Матери. У славян первым иконописцем был равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси начало иконописи связано с именем преподобного Алипия, который был подвижником Киево-Печерской обители. Его ученик Григорий, написавший много икон, также преподобный. Святой Иосиф Волоцкий писал об Андрее Рублеве, Савве, Данииле Черном и его брате Александре: «Чуднии они и пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же, и толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве, яко им Божественныя благодати сподобитися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводи ко еже от вещных вапов написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Богоматере и всех святых» (Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже на Рустей земли сущих).
Преподобный Максим Грек (ок. 1475–1556), говоря о нравственных качествах иконописца, наставляет: «Подобает убо изъграфом, рекше иконописцам, чистителным быти, житием духовным жити и благими нравы, смирением же и кротостию украшатися» (О святых иконах. Глава 2: Сказание о иконописцах, каковым подобает быти).
Канонически требования к духовно-нравственному облику иконописца закрепил Стоглавый Собор (1551): «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейна, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и безчинства, и с превеликим тщанием писали образ Господа нашего Исуса Христа и Пречистыя Его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священномученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию, по существу смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов. А еще которые нынешние мастеры живописцы тако обещавшеся учнут жити и всякия заповеди творити и тщание о деле Божий имети, и царю таких живописцев жаловати, а святителем их бречи и почитати паче простых человек. Такоже тем живописцем приимати учеников и их разсматривати во всем и учити о всяком благочестии и чистоте и приводити ко отцем духовным» (Глава 43).
Монахиня Иулиания (Соколова; 1899–1981), оставившая после себя богатое наследие, писала о теснейшей связи иконы с молитвой. Не только создатель иконы должен быть человеком молитвы, но и воспринимающий ее: «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное» (Труд иконописца. II: Руководство для начинающих иконописцев).