Ответ на недоуменный вопрос предполагает точное определение чуда в христианском понимании. Чудо — доступное внешнему наблюдению сверхестественное действие или событие, производимое Божественною силою.
Производит чудо Бог. Совершает Он их в ответ на наши молитвы. Для совершения чуда нужна вера (Мф. 9:2; 9:28; 17:20; 21:21; Мк.9:23–24; Ин.14:12). Необходимо также жить по заповедям Божиим: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21). Очевидно, что неверующий не может совершить чудо. Не творит Господь чудо и через грешников: мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин.9:31). Вера и исполнение заповедей — необходимые условия. Однако это не значит, что человек может совершать чудо, когда пожелает. Когда Иисус Христос сказал: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его (Мк.11:23), Он в образной речи показал великие возможности для верующего. Человеку не нужно передвигать земляные горы, когда вокруг столько громадных гор человеческого греха. Господь установил законы видимого мира. Жизнь человека и дело его спасения совершается в пределах этого заданного порядка. Бог действует в мире, сохраняя естественный строй жизни. И только в определенных обстоятельствах, когда в этом есть особая необходимость, Он отменяет «естества чин». Потому чудес в жизни сравнительно немного. Господь подаёт чудесным образом помощь, когда все естественные возможности исчерпаны. И даже в этом случае Он совершает чудо только тогда, когда оно необходимо для спасения. В иных случаях полезно пройти через болезнь, чтобы в огне этих скорбей сгорели пагубные греховные страсти, являющиеся причиной серьёзного недуга, и сохранение которых может лишить человека вечной жизни.
Сам Господь определяет, через кого совершать чудеса. Одних Бог избрал святителями и пастырями, иных наделил разумом духовным, чтобы быть старцами, другим дал сугубую благодать творить в изобилии чудеса (свят. Николай, преп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский и др.). В житиях некоторых великих святых мы не находим описания чудес.
Нужно сказать еще об одной стороне этого вопроса. Чудо всегда является духовным испытанием для того, через кого Бог его совершает. Прежде, чем творить чудеса, надо подняться на высокую и безопасную ступеньку смирения.
«Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. — Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? — Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, и посмотрите, что случилось! — Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. — Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, — и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался» (Древний патерик).
Сейчас не мало совершается чудес. Сколько воскресает душ, которые казались совершенно умерщвленными грехом! Делает это Господь и через священников, но прикровенно, потому что смирения у людей сейчас мало.
В конце хочется рассказать об одном чуде, которое убеждает нас, что вера может, действительно, передвигать горы, когда это необходимо. Об исполнения слов Спасителя свидетельствует впечатляющее чудо, бывшее в 16 веке в Египте. Там свирепствовала чума. Один из врагов христианства, врач по профессии, распустил между турками молву, что вина постигшего их несчастия — христиане. «Ибо христиане, — объяснял он, — опускают в воду крест, что и явилось причиной настоящей смертной болезни». Эта клевета распространилась повсюду и стала известна и египетскому султану, который потребовал привести к нему патриарха Иоакима для личных объяснений. Патриарх явился. Султан сначала вёл с ним длинную беседу о вере, но, увидев, что он с глубоким убеждением и ясными доказательствами оправдал веру христианскую и опровергал ислам, приказал ему в оправдание Евангельских слов переставить гору, находящуюся по соседству с Каиром. Патриарх не поколебался в вере. Попросив несколько дней для молитвы, он с верными христианами постом, бдением и молитвами умилостивлял Господа и просил не посрамить их. В назначенное время при стечении множества народа патриарх сказал горе во Имя Христово, чтобы та двинулась со своего места и перешла на другое: гора сотряслась в основании и оставила своё место. Остановленная тем же Именем Христовым, она получила называние по-турецки дур-даго (стань гора). Это чудо поразило врагов христианской веры. Не зная, чем поколебать их силу, они приготовили смертоносный яд и убедили султана, чтобы тот велел патриарху выпить его. «Ибо Христос, — говорили они, — сказал в Евангелии: если что смертоносное выпьют, не повредит им». Султан приказал подать патриарху яд. Полный веры в силу Креста Христова, патриарх осенил смертную чашу крестом и выпил. Он остался совершенно невредим. После этого, сполоснув стакан водой, патриарх просил, чтобы выпил её врач, приготовивший напиток. Отказаться было нельзя, потому что сам султан того требовал. Он выпил воду и тут же умер. Когда об этих дивных событиях узнал Константинопольский патриарх Нифонт, он послал в Александрию епископа Рандинийского Акакия и преподобного Феофила, чтобы они узнали подробно и удостоверились в том, что там произошло. Они подтвердили чудо. Сам преп. Феофил был дивный угодник Божий. Его святые мощи находятся в алтаре его келейной церкви святого Василия, расположенной в одной из живописных долин Афона близ Кареи. Когда проходишь мимо алтарной апсиды, то видишь отверстие в стене. Оно было проделано для того, чтобы миро, вытекавшее из св. мощей преп. Феофила Мироточивого, не переполнило алтарь.