Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – выдающийся ученый и всемирно известный хирург, а также доктор богословия и один из величайших святых XX века, великий чудотворец и целитель. Жизнь святого Луки, выпавшая на страшное для православных России время, была тяжела и полна испытаний, но его духовный подвиг и несгибаемая вера стали настоящей опорой для русского народа. Это сделало его одним из самых прославленных и любимых народом святых современности. При жизни выбравший путь спасения и помощи нуждающимся, святой Лука исцеляет всех молящихся ему.
Святителю Луке Крымскому молятся, читают акафист и подают записки на молебен в следующих нуждах:
Святитель Лука (в миру – Валентин Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в дворянской семье в Крыму, в городе Керчи. В 1889 году семья будущего святого переехала в Киев, где он в 1896 году окончил гимназию и художественную школу. Всю юность мечтавший быть художником, Валентин был настроен поступать в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако во время вступительных экзаменов он решил, что должен делать не то, что нравится, а работать на благо людей, трудиться, чтобы облегчить страдания ближних. Поэтому в 1898 году он стал студентом медицинского факультета Киевского университета. В университете Валентин прекрасно учился, особенно любил анатомию. По окончании университета Валентин принял решение стать земским врачом, мужицким врачом.
В 1904 году, блестяще окончив обучение, Валентин в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну. Так в военном госпитале города Читы началась его карьера врача. Там же он познакомился и женился на сестре милосердия Анне Ланской. В браке у них родилось четверо детей. Жена стала помощницей Валентину не только в семейной жизни, но и во врачебной работе.
После Читы Валентин служил в больницах различных провинциальных городов. Будучи успешным хирургом, Валентин Войно-Ясенецкий стал главным врачом больницы в Переславле-Залесском. В 1916 году будущий святитель Лука успешно защитил в Москве докторскую диссертацию о местной анестезии, а также начал писать большую монографию по гнойной хирургии, позже ставшую его главным медицинским трудом.
Когда началась революция, в 1917 году, Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным врачом городской больницы в Ташкенте и переехал с семьей туда. Первый арест святого был связан с тем, что он укрывал в своей квартире и тайно лечил тяжелораненого казачьего есаула. Благодаря одному из членов ячейки РКП(б) Туркестана, знавшему врача в лицо, все закончилось бы благополучно, однако арест мужа нанес серьезный удар по его и так болеющей жене. В конце 1919 года она скончалась, оставив врача одного с четырьмя детьми.
Несмотря на испытания, Валентин продолжал работать как врач, ученый и преподаватель анатомии и хирургии. Как ученый он участвовал в диспутах на духовные вопросы, где выступал с опровержениями научного атеизма. После одного из таких собраний Ташкентский епископ Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя до этого Валентин никогда и не думал о священстве, предложение епископа он тотчас принял. В ближайшее же воскресенье его рукоположили в диакона, а через неделю – в иерея. Он стал трудиться одновременно как врач, профессор медицины и священник. По воскресеньям он служил в соборе, а на занятия приходил в рясе.
В 1923 году, когда в Церкви начался обновленческий раскол, Ташкентский епископ был вынужден скрыться, оставив управление епархией на отца Валентина и другого священника. В этом же году ссыльный Уфимский епископ Андрей (Ухтомский) постриг отца Валентина в монашество. Иноческое имя ему дали Лука – в честь святого апостола и евангелиста, бывшего также врачом и художником. Служить его поставили в небольшом городке рядом с Самаркандом. Вскоре епископ Лука был арестован органами безопасности и обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже. Его осудили на два года ссылки в Сибирь – в Туруханск.
Несмотря на ужасные условия ссылки, святой врач не оставил своего служения. Он работал в больнице и продолжал проводить хирургические операции, чтобы помочь нуждающимся в его помощи людям. Перед операциями, никого не боясь, святой Лука молился и благословлял больных. Представители ГПУ пытались запретить ему это и, получив отказ епископа, отправили в ссылку дальше, в деревню Плахино за Полярным кругом. Там он пробыл недолго, спустя несколько месяцев его вернули в Туруханск, так как после его высылки в Туруханске не осталось хирурга, что вызвало недовольство людей. Многие из них своим выздоровлением были обязаны Божьему исповеднику. Святой Лука вернулся к работе в больнице.
В 1926 году он был освобожден и вернулся в город Ташкент. В последующие годы служил в Рыльске, Ельце, а потом был назначен на Ижевскую кафедру.
В 1930 году профессор Михайловский, коллега владыки Луки по медицинскому факультету, сойдя с ума после смерти сына, решил оживить его. Он попытался сделать это с помощью переливания крови, а потом покончил жизнь самоубийством. Учитывая психическое заболевание Михайловского, епископ Лука разрешил похоронить его по церковному обряду. Власти воспользовались этим для очередного обвинения против святого – на этот раз ему вменяют пособничество в убийстве профессора. По их заключению, святитель Лука из религиозных убеждений помешал Михайловскому воспользоваться материалистической наукой и воскресить умершего сына. Епископа снова арестовали и стали подвергать непрерывным допросам, сажать в душный карцер и в итоге осудили на новую ссылку на три года. Это подорвало и без того слабое здоровье святого.
С 1931 по 1933 год владыка Лука жил в ссылке и работал в больницах Архангельска и Котласа. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали предложение относительно его научных исследований, но с условием, что он отречется от духовного сана. На это епископ Лука ответил отказом и остался в заключении.
После освобождения в 1933 году, святой Лука отказался возглавить свободную архиерейскую кафедру, решив продолжать медицинские исследования. Он вернулся в Ташкент, где стал работать в маленькой больнице. В 1934 году он опубликовал свой труд «Очерки гнойной хирургии», ставший фундаментальным медицинским исследованием и учебником по гнойной хирургии для остальных врачей. Позже, в 1944 году, несмотря на духовный сан, аресты и ссылки, епископ Лука получил за эту книгу Сталинскую премию I степени. Саму премию, которую ему вручили в 1946 году, святой врач раздал детским домам.
Очередные сталинские репрессии привели к тому, что святитель Лука был опять арестован и под страшными допросами и пытками обвинен в участии в антисоветском заговоре. В 1940 году его в третий раз отправили в ссылку – в Красноярский край, но и там он продолжал работать хирургом и заниматься научными исследованиями. В общей сложности в ссылках святитель провел 11 лет.
С началом Великой Отечественной войны святой Лука был назначен главным хирургом в госпитале Красноярска и стал служить епископом этого края. Во время войны преследования верующих несколько ослабли, и святитель стал активно проповедовать Евангелие и возрождать духовную жизнь, за что в 1945 году был награжден крестом на клобуке.
В 1946 году святого исповедника Луку назначили архиепископом Симферопольским, и он переехал в Крым. Из-за болезни сердца он перестал оперировать сам, но консультировал других врачей и помогал им советами.
В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп, но продолжал руководить епархией и проповедовать, а также служить Божественную Литургию по памяти.
29 мая 1961 года в возрасте 84 лет архиепископ Лука мирно отошел ко Господу. На похороны святителя собралось все духовенство епархии и множество верующих. Могила святого Луки сразу стала местом паломничества и там совершаются многочисленные исцеления и по сегодняшний день.
22 ноября 1995 года Украинская Православная Церковь Московского Патриархата на основании многих сообщений о помощи и чудесах, полученных молящимися на могиле епископа Луки в Симферополе, канонизировала его как местночтимого святого. Так же как местночтимый святой был он был прославлен Красноярской епархией.
18 марта 1996 года состоялось обретение мощей святого исповедника Луки и сейчас они находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Поклониться святыне может любой желающий. На территории храма открыт музей, в котором хранятся личные вещи святого.
В 2000 году Собор Русской Православной Церкви причислил архиепископа Луку Крымского к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Святой Лука был прославлен не только Русской, но и Элладской Церковью. В Греции великий угодник Божий почитается едва ли не больше чем в России – там в его честь освящено много храмов и пишутся иконы, на которых он изображается с медицинскими инструментами. В Греции была изготовлена серебряная рака, в которой сейчас почивают мощи святителя в Симферопольском храме.
Несмотря на то, что прославлен святой был относительно недавно, он уже играет огромную роль в духовной жизни русских православных людей. Его почитают наравне с такими святыми, как Николай Чудотворец, Сергий Радонежский и Спиридон Тримифунтский. Ежедневно к святым мощам Луки Крымского в Свято-Троицком храме Симферополя приходят сотни верующих.
День памяти святого Луки Крымского совершается: