Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, дер. Крипецкое-1

Пожертвуйте на храм

Отправьте СМС на номер 3434
текстом: nahram 77 500

где 500 — сумма в рублях
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, дер. Крипецкое-1

Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его... Еще

Россия, Псковская обл., Псков
+78112563424
Настоятель храма неизвестен

?

Пригласить настоятеля Я настоятель

Вы можете отправить ссылку на эту страницу настоятелю храма

4
Прихожан храма зарегистрированы на сайте Правжизнь
Найти знакомых и общаться
  • Являюсь прихожанином
  • Расписание богослужений
  • Молитва по соглашению
  • Заказать поминовение
  • Сделать пожертвование
Пригласите настоятеля храма, чтобы он смог:
  • Управлять страницей храма, публиковать контакты и расписание богослужений
  • Общаться с прихожанами, создавать группы и каналы храма
  • Собирать пожертвования на храм и на поддержание прихода
  • Публиковать фотоальбомы и видеоальбомы, новости
  • Дистанционно принимать поминовения, создавать группы молящихся
  • Рассказывать о святынях храма и чудесах, которые в нем происходили

Являетесь настоятелем этого храма? Регистрируйтесь и управляйте этой страницей

Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»

Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его Прп. Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелие. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее.

Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель.

В те времена в Пскове у стен Троицкого собора (на Крому) бурлило псковское вече. Над головами собравшихся возвышалась многоступенчатая «степень» - трибуна со «степенными» посадниками и князем. Однако «нейгодного» князя могли со степени и «сопхнуть»!… (Князь во Пскове не пользовался большой властью: он был военоначальником, а в мирное время вместе с представителями города вершил судебные дела. Княжеская дружина дополняла народное ополчение). Первый каменный Троицкий собор был возведен в 1138г. и связан с именем кн. Всеволода Гавриловича, изгнанного новгородцами и, в пику им, принятого псковичами.

Хоть времена тогда были суровые, но кража на Крому считалась тяжким преступлением и наряду с государственной изменой каралась смертной казнью. В 1476г. здесь произошла битва псковичей с князем Ярославом Васильевичем Стригой-Оболенским и его людьми, о которой ярко рассказал летописец. Ссора произошла из-за того, что княжной человек взял у ехавшего на Торг псковитянина «наручье» капусты для княжного барана. Ярослава псковичи не любили, говорили о нем, что князь «злосерд», «на пскович не люб». Он стеснял псковские свободы в пользу Москвы, не забывая о собственной выгоде.

Явившись на княжение во Псков, Ярослав потребовал увеличения своих доходов. Псковичи не соглашались и отрядили в Москву двух посадников, снабдив их грамотами, в которых были записаны древние права вечевого города. Иван 111 (1462-1505) не признал эти грамоты, сказав, что «то грамоты не самих князей великих». Псковичам пришлось уступить. Назрело недовольство.

Княжьи люди пустили в ход оружие, «чего и искони во Пскове… не бывало, и расперечишася с людьми на князи дворе, с пьяными князодворцы, и се почаше битися…». Князь известен так же подменой «смердьей грамоты» (грамоты определяющей статус смердов) в ларе Троицкого собора .

Образ недоброго князя Ярослава и его княгини отражен в одном из 22 –х житийных клейм на иконе из КРЫПЕЦКОГО монастыря, написанной в начале ХУ1 веке. На иконе изображен Иоанн Богослов, святитель Савва 1 архиепископ Сербский, преподобный Ефросин Псковский и преподобный Савва Крыпецкий. На этой иконе святой Савва Крыпецкий изображен высокого роста, с седой круглой, но не длинной бородой. Сейчас икона возвращена монастырю и находится в храме Иоанна Богослова.

А история монастыря гласит о чуде исцеления жены псковского князя Ярослава Оболенского по молитве братии монастыря во главе с преподобным Саввой. В свой монастырь преподобный Савва не впускал женщин, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Для встречи преподобного Саввы с княгиней была построена трехкилометровая гать через болота - «Ярославов мост». Тогда же в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Скончался Савва 28 августа (по ст.ст.) в 1495 году.

Через 60 лет, когда на месте деревянной церкви стали возводить каменную, монастырскому священнику Исайе случилось видение, в котором преподобный указал место, где покоятся его останки. В Москве на Макарьевских соборах 1547-1549 годов, преподобного Савву причислили к лику святых.

Позднее Ярослав снова княжил во Пскове, но во времена мора преставился с княгинею и положены они у св. Иоанна в Завеличье.

В 1581 году, в царствование Иоанна Грозного, монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Братия перебралась под защиту стен Псковского Кремля, оставив одного монаха Иоанна. Он и рассказал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы его поджечь. Пораженный чудом Стефан Баторий отпустил всех пленников и отвел свое войско.

Из стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве.

В ХУ11в. В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг под именем Антоний государственный деятель, боярин Афанасий Ордин-Нащокин.

В монастыре в Х1Х веке трудился ученый, археолог, историк, писатель - просвещенный архипастырь митрополит Евгений (Болховитинов). При нем обитель была перестроена и благоукрашена.

Жил в монастыре во второй половине Х1Х века подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий Крыпецкий чудотворец. Старец еще за 17 лет до казни царской семьи предвидел: «Не будет у нас царя! Сменят его как плохого хозяина». Отец Корнилий предсказал и день своей кончины (23 декабря 1903г.) и то, что положат его не по чину Православной церкви, а головой на север. «Похоронят меня, вся Россия заплачет», - говорил блаженный Корнилий, - «когда обретут останки и переложат – окончатся бедствия России». Обретение мощей отца Корнилия Крыпецкого произошло 22 июля 1997г. Останки о. Корнилия поместили в раку и перенесли в храм, а в 1999г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 11 было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного Псковской епархии.

В 1923г. Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. Монастырь сильно пострадал еще до войны. Разрушены были храмы и стены монастыря. Известный псковский историк и архитектор Е.Н. Морозкина приняла активное участие во включении комплекса монастыря в состав памятников республиканского значения. В конце 50-х годов ХХ века, посетив Крыпецы, она писала: «Теперь вместо сокровищ здесь сохраняются драгоценный покой и вдохновенная тишина. Они не только в удалении от мира – они заключены в самой архитектуре, в том, что в ней нет ничего резкого, даже пяты свода не найдешь: стена переходит в него постепенно. Они - в этом контрасте мягкого света внутри и яркого блеска снаружи. Высота свода соответствует размерам человеческого тела, и здесь необыкновенно хорошо себя чувствуешь». Тогда были начаты первые реставрационные работы под руководством Б.С. Скобельцина, которые не были завершены.

Собор Св. Иоанна Богослова построен игуменом Феоктистом в 1555-1557гг., вскоре после прославления в лике святых основателя обители. Одноглавый на высоком подклете, с крестовым сводом собор построен из местного камня в характерном для Пскова стиле. Южный придел был освящен во имя св. Саввы, архиепископа Сербского (память 12 января, 30 августа). В подклете под этим приделом, в описи 1764г. упоминается часовня над мощами преп. Саввы Крыпецкого. «Мощи Преподобного почивают под спудом в его же храме, в стене под жертвенником». В 1820-1822гг. нижний этаж был перестроен, с северной стороны освящен придел свв. пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В ХХ веке в верхнем храме с севера и слева при входе в нижний храм находилась ризница и библиотека.

Древняя галерея соединяла собор с колокольней, где существовала домовая настоятельская (ранее трапезная) теплая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1586-1587гг.). Над ней в третьем ярусе колокольни находилась церковь св. Иоанна Лествичника. Верхний ярус со шпилем и колоколами был надстроен в 1820г. На колокольне, кроме восьми колоколов больших (самый большой 69 пудов, отлит в 1695г.) и двух поменьше (отлитых в 1559 и 1577гг.) были «железные русские часы».

В 1855г. над главной святыней обители – мощами преп. Саввы была устроена серебряная рака. В 1864-1865гг. монастырь был обнесен кирпичной оградой с тремя башнями. Вне стены находилось кладбище, дом для богомольцев, хозяйственные постройки, сады и огороды.

Чудесным был всегда источник преп. Саввы, «на ручье, текущем из Большого озера, с южной стороны монастыря есть «Копанец» - пруд, специально вырытый, именуется Святым озером. Вода золотистая, как вино, словно собрала в себя солнечный свет», - пишет Е.Н. Морозкина.

Не прекращался поток богомольцев к мощам преподобных Саввы и Корнилия и в более поздние времена запустения. Окунуться в источник целебной воды, взять с собой в обратную дорогу святой его воды приходили люди из дальних деревень. Монастырь стоял среди леса и дороги к нему не было.

В 1990г. Крыпецкий монастырь, его поросшие травой развалины храмов и колокольни передали Псковской епархии. Возглавил долгий путь восстановления монастыря игумен Дамаскин (Сахнюк, день памяти 29 ноября). Будучи рукоположен в дьяконы, а впоследствии пострижен в монашеский чин настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, через некоторое время по воле Божией был направлен на службу в приходские храмы. О. Дамаскин вспоминал: «Один Бог знает как я устал от мытарств, когда тобою руководит не духовное лицо, а староста храма. За его спиной стоит управляющий по делам религии и тоже руководит. Причем руководит тем, в чем совершенно не разбирается. Почему длинные службы? Зачем так долго исповедуешь?»

В 1990г. отец Дамаскин пришел с молитвой просить благословения у Псковского Владыки – Архиепископа Владимира (Котлярова). Владыка спросил: «Вы представляете, чего это будет вам стоить? А справитесь ли вы?»

С Божией помощью и молитвами Владыки, с молитвой и крепкой верой в устройство Крыпецкой обители о. Дамаскина его многочисленные духовные чада, послушники, трудники и монахи поднимали из руин храмы. Шло строительство домов и стен монастыря, распахивалась целина под огороды, разводили скот и сажали сады. Отец Дамаскин сам умел класть печи, строить дома, водить самосвал, а еще игумен умел петь «Херувимскую» на Литургии так, как никто другой!

В 1995 году в нижнем подклете храма Иоанна Богослова прошло торжество – 500 лет со дня преставления преподобного Саввы. На Божественной Литургии присутствовал Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский. Эта архиерейская служба стала началом монашеской жизни монастыря.

К сожалению еще никто не рассказал о святынях в этом храме. Если Вам известно о святынях храма, Вы можете добавить их.

Добавить святыню

К сожалению еще никто не рассказал о чудесах в этом храме. Если Вам известно о чудесах храма, Вы можете добавить их.

Добавить чудо