На тихой тенистой измаильской улице Папанина расположен Свято-Константино-Еленинский монастырь. По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Агафангела Митрополита Одесского и Измаильского в 2001 году одноименный приход был преобразован в мужской монастырь для возрождения в г. Измаиле монашеской жизни.
История православия в нашем крае, как и история нашего монастыря, насчитывает много белых пятен. Когда румынские войска уходили из Измаила, они забрали с собой все документы, надеясь возвратиться обратно. Поэтому сведения о монастыре сохранились самые скудные.
С 1864 года Измаил входит в состав Нижне-Дунайской епископии Кишинёвской епархии. Подчинялась епископия Синоду Румынской Православной Церкви.
С 1864 по 1878 год
епископию Нижнего Дуная, с резиденцией в Измаиле,возглавлял епископ Мелхиседек, оставив добрую память о своём правлении. Он проявлял заботу о сохранении исторических памятников Измаила и церквей, находящихся в бывшей крепости: ходатайствовал в Министерство культуры о выделении материальных средств на их содержание; способствовал преобразованию Измаильской духовной школы в государственную семинарию, лично опекал семинаристов. Епископ Мелхиседек – автор многочисленных исторических, богословских и археологических трудов.
Память о добром пастыре нашла отображение в наименовании улицы его имени – улица епископа Мелхиседека, позже Архиерейская (современная Папанина).
С 1918 года румынская епископия возобновляет свою работу на территории Измаильского, Кагульского и Аккерманского уездов, преобразовываясь с 1923 года в епископию Четатя-Албэ – Измаил.
В это время в Измаильском уезде насчитывается 3 округа и 39 приходов. В Измаиле находится епархиальное управление и место пребывания Архиерейского двора – Константино-Еленинский мужской монастырь на улице Архиерейской.
По преданию жителей, на месте нынешнего храма стоял деревянный в честь святого равноапостольного князя Владимира, который впоследствии сгорел. Поэтому в 1930 году было принято решение о постройке каменного храма. В 1935 году строительство было завершено. Освящение храма состоялось в 1936 году в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены.
С 1918 по 1940 год наш город входил в состав Румынского королевства, что и повлияло на архитектуру храма, отражающего в себе румынские строительные традиции. Автор проекта архитектор Улинич. Стиль румынский, план – триконический.
Епископ Измаильский Дионисий возглавив строительную комиссию, внёс значительный вклад в воссоздание на месте старой деревянной церкви новой кирпичной - "Архиерейской", как её называли неофициально. Средства на строительство выделялись епископией, жертвовались населением, и, когда они истощились, был сделан заём в румынском банке.
К сожалению, волна воинствующего безбожия захлестнула и эту, как и многие другие, молитвенную лампаду. В 1962 году монастырь был закрыт, иконы и церковная утварь были розданы по разным храмам. В частности, чтимая храмовая икона Божией Матери «Благоуханный Цвет», прославившаяся многими чудесами и исцелениями, была передана на хранение в Болградский Спасо-Преображенский собор. В этом же году в Константино-Еленинском храме был открыт музей атеизма.
Однако, и в это суровое время Господь являл Свои чудеса для укрепления веры и терпения тех, кто не предал Его. Еще живы свидетели, видевшие удивительное чудо, которое Господь явил здесь во времена гонения на церковь Христову в середине 50-х годов.
По свидетельству и со слов протоиерея Михаила, коренного жителя Измаила стало известно следующее.
«Как-то рано утром рабочие проходили мимо церкви. Несколько «смельчаков» - хамов, увидев свет в храме и приоткрытую дверь, вошли внутрь и увидели, что служит один только священник без хора, дьякона и прихожан, и они спросили с насмешкой: «Кто вам тут поет»? «Мне поют Ангелы» - ответил архимандрит Сергий (Химич), человек, удивительным образом пришедший на служение Богу во время второй мировой войны. В окружении под шквальным огнем он попросил у Царицы Небесной сохранить ему жизнь и обещал стать монахом. Милостью Божией и заступничеством Богородицы смерть его миновала, а после войны в монастырь Св. Константина и Елены вошел монах Сергий, грудь которого была увешена боевыми наградами.
Через небольшой промежуток времени архимандрита Сергия переводят служить в Покровский Собор, а оставшийся без священника храм решают превратить в музей атеизма. В связи с этим, решили убрать кресты, которые, по мнению «специалистов», дурно влияли на воспитание молодого поколения. На глазах у большого количества горожан, варварским методом сорвали крест с алтаря, с купола, а когда зацепили трос за крест на колокольне, почему-то тоненький хрупкий крест спокойно сопротивлялся гусеничному трактору. Господь явил небесного воина – Ангела, удерживающего своей десницей крест. Это был тот Ангел, который и ранее являлся на колокольне. Срочно вызвали отряд пограничников. Они должны были положить конец происходящему недоразумению. Один из военных спросил: «Почему не уберете Его с колокольни?» Батюшка ответил: «Если сможете – уберите». После чего на глазах у огромного количества людей пограничник сам вошел в храм и стал подниматься на колокольню. Но через несколько минут он спустился вниз. Это был бледный, как стена, испуганный и ничего не понимающий человек, у которого после этого случая пропало всякое желание бороться с Ангелами. По его команде наряд военных пограничников уехал с места происшествия, а тракторист больше не пытался сорвать хрупкий крест. Трос отцепили. Уехал трактор. А собравшиеся измаильчане видели, как Ангел со свитком, словно ступая по невидимым ступеням, плавно начал подниматься в небо, а над колокольней остался крест – свидетель чуда, который и поныне венчает её».
Только через 30 лет, 9 февраля 1992 года храм был снова открыт и зазвонил единственный уцелевший колокол, который сохранился только потому, что невозможно было его снять.
В 2001 году по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела мужской монастырь был возрождён. Первая литургия состоялась 27 сентября в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
В настоящее время в обители проживают 15 насельников, которые ежедневно совершают богослужения в храме, вознося молитву Богу, испрашивая великие и богатые милости всем нуждающимся в Божественном предстательстве и помощи.
В 2002 году монастырь возглавил архимандрит Сергий (Михайленко). В 2004 году в обитель была возвращена из Болграда чудотворная икона Божией Матери «Благоуханный Цвет». В 2006 году храм бы отреставрирован.
В монастырском храме находятся особо чтимые святыни: чудотворный образ Божией Матери «Благоуханный Цвет»; семейная икона святых царственных мучеников – образ Божией Матери, именуемый «Фёдоровская»; икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»; икона покровителей семейного очага мучеников Гурия, Самона и Авива; 2 ковчега с частицами мощей святых угодников Божиих и другие святыни.
Ежедневные службы в храме позволяют прихожанам получать молитвенную помощь в любое удобное для них время.
Каждое воскресенье после поздней литургии служится молебен перед иконой Божией Матери «Благоуханный Цвет», а по вечерам – акафист в честь этой же иконы.
Каждый вторник в 730 утра,перед литургией, служится акафист святым равноапостольным царям Константину и Елене, а по четвергам в это же время – водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» о помощи страждущим от недуга алкоголизма и наркомании.
Постоянно благоустраивается территория монастыря. Так, трудами насельников обители создан «уголок для души» - пруд, на фоне которого любят фотографироваться молодожены.
При монастыре работают библиотека и церковная лавка, где можно найти ответы на многие вопросы духовной жизни.