Семья — малая Церковь. Совместное чтение Священного Писания, акафистов, канонов или молитв — образ соборного богослужения в храме. Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 19–20). Традиция совместной молитвы в семье восходит к ранним поколениям христиан. Тертуллиан (ок. 160 — ок. 225) говорит: «Как же приятны должны быть узы, соединяющие два сердца в одной надежде, в одной вере, в одном законе! Они как дети одного отца, как рабы одного Господа: нет между ними никакого раздора или раскола ни в душе, ни в теле. Они два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся; взаимно ободряют и руководят друг другом. Они равны в церкви и в общении с Богом, равно делят пост и обилие, ничего один от другого скрытно не имеют, не в тягость друг другу, каждый из них может свободно посещать больных и помогать нищим. Нет им стеснения творить милостыню, нет опасности присутствовать при совершении святых таинств, нет препятствий к исполнению ежедневных обязанностей, нет укрывательности втайне креститься и произносить тихомолком молитвы. Они вместе поют псалмы и гимны, стараясь друг друга превзойти в хваления Бога своего. Иисус Христос радуется, видя такое их домоводство, посылает мир Свой на дом сей и обитает в нем вместе с ними, а где Он находится, туда не может войти дух злобы. Вот чему поучает нас апостол. Подумай обо всем сем основательно, это послужит тебе достаточною помехою, чтобы не следовать во всем примеру известных женщин» (К жене. IX).