Один спокоен, совершая добрые дела, постоянно молясь, читая святых отцов, Священное Писание. У него на душе мир, благодать Божия умиротворяет его душу, и живет он спокойно и радостно. Господь говорит про таких: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17.21). Есть и другой вид спокойствия: когда человек, будучи чистым, совершил какой-то грех и не покаялся, то первое время совесть его мучает. Но он не идет и не кается, он дальше грешит. С каждым грехом он все больше и больше становится преступником закона Божия, и совесть прекращает его обличать. Она становится сожженной, парализованной, усыпленной. Она его не волнует, не беспокоит. Я встречался с подобными людьми. В следственных камерах находятся люди, которые приговорены к смерти за убийства нескольких человек. Исповедовал я одного смертника - сейчас его в живых уже нет
- он за три убийства приговорен был к расстрелу. На исповеди он мне признался, что помимо этих трех есть еще два убийства, которые он совершил. Спрашиваю:
-Тебе не жалко этих людей было?
-Нет. Я давил их, как мух. Хватал за шею, в воду и - топил. Троих я убил: одного на свободе, двоих в зоне. Сидел с одним вместе, поспорили, я его ударил, а потом еще тридцать ран нанес в сердце и в голову отверткой. Убил его, а тут другой заходит, спрашивает: "Что это ты, весь в крови? Убил когото?" Хотел бежать, я его схватил, тоже отверткой прикончил.
-Тебя ничего не волнует?
- Нет. Ну, сознаю, что убил, но не жалею. Поскольку оставалось ему жить считанное время, он все-таки написал в газету покаянное письмо, описал свое состояние, пожелал исповедоваться, покаяться. Он находился на грани двух миров, и мы его причастили, предав его воле Божией.
У злого человека может быть спокойное сердце, спокойная душа, но внутри-то у этих "спокойных" кипит зло, клокочут языки адского пламени. Недавно на улице я встретил таких. Внешне спокойные. Между ними вроде такая любовь! Такое уважение! Один из них (видимо, самый главный) при двух охранниках. Три девушки с ними. Начали в карты играть, и тут-то все у них и проявилось: вдруг такая злоба загорелась! Разругались. Вот вам и спокойный вид!